Попова Светлана
Организация центра уединения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний.
Для ребенка пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом.
Иногда ребенку может потребоваться личное пространство. Бывает время, когда хочется побыть в одиночестве “спрятаться” от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.
Публикация «Организация центра уединения в детском саду» размещена в разделах
Кроме того у детей дошкольного возраста эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. У них часто меняется настроение. Их достаточно легко развеселить, о еще легче обидеть или огорчить. Они еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть.
Задача педагога-регулировать эмоциональную сферу ребёнка не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а уметь грамотно отрегулировать эмоциональную сферу ребенка посредством его уединения от остальных детей.
Для сохранения психологического комфорта дошкольника, для формирования психологической стабильности ребенка в группах ДОУ создают специальные центры уединения.
Центр уединения – это зона где ребенок может побыть в одиночестве, расслабиться и справиться с неприятными эмоциями, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым, а затем снова продолжить общение в коллективе.
Основная цель «центра уединения» : преодоление эмоционального
дискомфорта дошкольников.
Задачи:
– Облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.
– Предупреждать нервно-психическое перенапряжение у детей.
– Создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
– Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым, снижать вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
– Сформировать условия для нормализации и развития
эмоциональной сферы детей;
– Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Примерный список наполнения центра;
1.«Агрессивный коврик» (коврик злости) - обычный резиновый коврик, на котором дети могут потоптаться, можно использовать массажные коврики и топтаться на них, сняв обувь.
2.«Подушки-колотушки», боксерские груши, мягкие ткане-поролоновые молоточки, легкие шарики (вязаные помпоны, резиновые мячики – предметы, которые можно побить, постучать, сжать в руках, кинуть.
3.«Игрушки-жилетки» - обычные большие или маленькие мягкие игрушки, которым можно пожаловаться, рассказать какую-то тайну, поплакать, погрустить.
4.«Мешочек для крика», «баночка-кричалка», «ведро для гнева», «шкатулка» - это могут любые предметы, которые могут прикрыть рот ребенка, так как в них он будет громко кричать или дуть, выдувая свои обиды или злость.
5. Предметы для мелкой моторики: пластилин, глина, кинетический песок, резиновые игрушки, мозаики, наборы самоцветов, рамки-вкладыши, массажные мячи-ежи, игры с камушками, тактильные игрушки, клубочки с цветными нитками. Главное, чтобы на какое-то время руки ребенка были заняты повторяющимися движениями: нажатием, сжиманием, поглаживанием перемещением и т. д.
6. Дидактический материал «эмоции» : картинки «Чувства и эмоции», «Семейка Гномс», «Мемо эмоции», «Лица и эмоции», Развивающая 3D доска "Как настроение?", кубик эмоций и др. С помощью этих пособий дети могут познавать мир чувств и эмоций, а правильное понимание эмоций – шаг к контролю над собой.
7. Предметы для замещения своего отношения к окружающим людям: наборы фигурок «семья», куклы-перчатки (на руку, пальчиковые игрушки, куклы-марионетки – изображая чужие эмоции, ребенок проецирует свои и учится их понимать.
8. Игры на формирование навыков сотрудничества в коллективе: «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик», большие мозаики и др.
9. Вещи для примирения: «подушки-мирилки», «варежки дружбы» - надев две варежки или полежав на одной подушке, дети уже не поссорятся.
10. Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
11. Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий где дети или члены семьи проявляют свои эмоции в различных ситуациях.
12.«Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр
эмоций».
13. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в
там постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и
пополняется по мере необходимости.
Эффективность работы зависит от того, насколько дети осведомлены о
предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами.