Валерия Витальевна Орлова
Организация активной РППС: единые подходы к развитию личности в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Одно из самых важных условий воспитательное - образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды.
Публикация «Организация активной Рппс: единые подходы к развитию личности в ДОУ и семье» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стоит отметить, что реализация требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде можно осуществлять путем согласованных действий педагогов и семьи, построенных на основе социального партнёрства (понятие «партнёрство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов). Поэтому одним из непременных условий воспитания ребёнка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.
Создавая развивающую среду, надо стараться оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основных потребности: в движении, общении, познании. Необходимо организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный
выбор: с кем, где, как, во что играть. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Семья и дошкольная образовательная организация — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В практике работы используются разные формы сотрудничества с семьёй. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, необходимо подключить их к созданию предметно-развивающей среды группы.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности - образовательной среде.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно- развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть :
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически - привлекательной.
При организации РППС в группе (согласно требованиям ФГОС) необходимо учитывать развивающие виды детской деятельности:
• Игровая;
• Двигательная;
• Познавательно-исследовательская;
• Коммуникативная;
• Музыкально-художественная;
• Трудовая;
• Чтение художественной литературы.
А так же при создании РППС следует учитывать основные направления развития детей :
• Физическое;
• Познавательное;
• Речевое;
• Художественно-эстетическое;
• Социально-коммуникативное.
Для равномерного распределения участия родителей в создании РППС был составлен список из того, что необходимо создать с их помощью. Таким образом, каждая семья получила задание, выполнение которого позволило значительно расширить РППС.
Советы, которые помогут активизировать участие родителей - Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада. Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
• Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
• Поддерживайте тесные контакты.
• Высказывайте свою признательность им.
• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
• Поощряйте посещаемость родительских собраний.
• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
• Обучайте навыкам сотрудничества.
• Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Т. о., стоит отметить, что обеспечение взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса переходят к позиции инициаторов и активных участников.