Папки-передвижки

Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста

Девяткина Анна
Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста» Особенное значение в ДОО отводится предметно-игровой среде, это обусловлено тем, что основополагающим видом деятельности детей в этом возрасте выступает игра, поэтому ее воздействие на формирование многосторонней личности сложно недооценить. Термин «предметно-игровая среда» выступает компонентом «развивающей предметной среды». В дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-игровая среда – это совокупность условий, которые гарантируют развитие всех видов деятельности ребенка; формирование высших психических функций и коррекцию их отклонений; становление личности каждого из детей в отдельности. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. И. А. Яценко отмечает, что предметно-пространственная среда лишь тогда приобретает развивающий характер, когда выступает средством и содержанием образования детей. Поэтому далеко не любая окружающая ребенка среда способствует его развитию. Развивающий потенциал окружающей среды, по мнению автора, необходимо «запустить» при помощи: -структурирования и наполнения пространства; - предъявления его особым образом ребенку; - организации освоения среды ребенком. Экспериментальное исследование влияния предметно-пространственной среды на развитие речи детей младшего дошкольного возраста было проведено на базе МДОУ №17 «Светлячок». В качестве испытуемых в рамках экспериментальной работы выступили 12 детей в возрасте от 3 до 4 лет. Среди участников исследования 7 мальчиков и 5 девочек. Отметим, что дети были привлечены к исследованию неслучайно. По данным воспитателей и психолога, у данных детей речевые навыки развиты заметно хуже, чем у их сверстников. Детям, принявшим участие в эксперименте, часто сложно объяснить желаемое, участвовать в игровых диалогах, отвечать на вопросы. В связи с этим было принято решение, что именно этим детям будет более полезно принять участие в работе по развитию речи. Целью экспериментальной работы выступило изучение особенностей развития речи у детей 3-4 лет. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что преображение предметно-пространственной среды позволит стимулировать развития речи у младших дошкольников. Экспериментальная работа проходила в три этапа: Этап 1 – констатирующий. На данном этапе нами было проведено первичное изучение уровня развития речи в группе детей. Этап 2 – формирующий. На данном этапе нами была разработана и апробирована программа стимулирования развития речи у младших дошкольников посредством преображения предметно-пространственной среды Этап 3 – контрольный. На данном этапе нами было проведено вторичное изучение уровня развития речи в группе детей после проведения разработанной программы. В рамках изучения состояния речевых компетенций у детей 3-4 лет были использованы следующие методики: методика «Изучение понимания речи» Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной; «Найди игрушку» Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной. Для достижения высокого уровня развития речи у воспитанников педагогами была проведена предварительная работа по организации предметно-развивающей среды, согласно следующим принципам: обеспечение структурирования пространства; предъявление его особым образом ребенку; организация освоения среды ребенком. Указанные принципы были реализованы через следующие педагогические действия: через сопровождение ребенка в процессе освоение им специально подготовленной среды; через совместное с детьми планирование и оформление среды; через стимулирование коммуникации в процессе оформления; через совместную рефлексию по поводу сделанного. Основным средством преображения предметно-пространственной среды с целью стимулирования речевого развития детей 3-4 лет выступает создание речевого уголка. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал). Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Также, частью речевого уголка должна стать игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, ее героем может стать добрый гном, который будет учить говорить правильно, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи : развитие словаря ребёнка; работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения); развитие мелкой моторики и графомоторной функции; знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок). Примерное оборудование и наполнение речевой зоны: 1. Закрепление правильного речевого выдоха : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. 2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др. 3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука. 4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; 5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др. 6. Развитие связной речи Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др. 7. Развитие мелкой моторики Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др. Работа по обогащению предметно-пространственной среды подразумевает и создание речевой среды развития. Создание речевой среды включает в себя следующие направления работы: постоянный разговор с ребенком; единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых; определенные требования к речи окружающих взрослых; Далее мы постараемся описать, как именно целесообразно реализовывать выделенные направления. Постоянный разговор с ребенком Для развития речи с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривать все игровые и бытовые ситуации. В процессе проговаривания происходящего взрослый должен время от времени обращаться к ребенку с уточняющими вопросами. При этом неверно ожидать немедленного ответа от ребенка, ведь такие вопросы призваны активизировать внимание ребенка, а не уличить его в ошибке. В случае отсутствия ответа на свой вопрос, взрослый сам произносит верный ответ. Это позволяет закреплять у ребенка эталонное поведение, способствует развитию у него понимания речи взрослого. Для того чтобы переходить к активным действиям с тем или иным предметом, предлагать ребенку его обсудить в процессе общения, взрослому необходимо организовать подробное знакомство ребенка с предметом. Для этого полезно предложить ребенку потрогать, понюхать, внимательно рассмотреть предмет, несколько раз произнести его название (при этом подходов к знакомству с предметом должно быть несколько, и эти подходы должны быть разделены по времени). Единые требования к речевому общению с ребенком для всех взрослых Любой ребенок в процессе формирования речи опирается на эталонную речь окружающих его взрослых. В связи с этим в процессе развития речи детей необходимо, чтобы все окружающие ребенка взрослые (логопед, воспитатель, психолог, родители и близкие родственники) соблюдали единые требования. Противоречивые требования со стороны взрослых в процессе развития речи вредны для ребенка. Единые и постоянные требования к речевому общению обеспечивают для ребенка ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. Противоречивость же требований к речевому развитию, напротив, приводит ребенка в замешательство: он теряет ориентиры на пути развития речи. Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых Навык речи формируется у ребенка в результате подражания, в связи с чем, исключительное значение приобретает правильная и грамотная речь всех взрослых, окружающих ребенка. Педагогический персонал и родители должны стараться следить за своей речью все время, чтобы демонстрировать для ребенка речь эталонную, достойную подражания и повторения. Неверное произнесение слов, бранные слова, бедность речи – все эти негативные проявления речи будут усвоены ребенком с пугающей скоростью. Учитывая вышесказанное, необходимо стремиться к тому, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям: - была правильной (чистой и без речевых нарушений); - была четкой (с четкой артикуляцией звуков, с выделением ударного слога); - была простой (предпочтительно использование простых коротких фраз); - была повторяемой (употребление одних и тех же слов, словосочетаний и предложений по несколько раз в течение одного занятия); - была богатой (предполагает использование в речи различных интонаций, различной силы голоса, темпа речи). Таким образом, в результате проведенной формирующей работы по организации предметно-пространственной среды наши воспитанники смогли развить свой уровень понимания речи по следующим параметрам: знание игрушек, знание обиходных предметов, знание слов обобщенного характера, знание частей тела, зрительная концентрация, тактильная реакция, общий уровень развития понимания речи. Проведенный качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что преображение предметно-пространственной среды позволит стимулировать развития речи у младших дошкольников.

Темочки:

В соответствии со ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создаётся, как мы знаем, для развития индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.

Это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, пространств, уголков, центров для реализации задач пяти образовательных областей. Одной из них является область «Речевое развитие» - она рассматривается, как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении сказки, рассказа, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Таким образом, встаёт вопрос о создании или обогащении речевого мини центра, т. к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Все вы знаете, что ведущей задачей в речевом развитии является развитие связанной речи. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии лексически богатой и грамматически правильной речи. Поэтому речевая зона должна насыщаться речевым материалом по всем направлениям речевого развития.

Предлагаю вместе проанализировать речевые центры и заполнить их в соответствии с современными требованиям дошкольного образования по всем возрастам.

1 младшая группа

У детей третьего года жизни формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функции предметов ближайшего окружения, поэтому в их мини центре «Учимся говорить» должно быть:

• Зеркало с лампой дополнительного освещения;

• 2-3 стульчика или скамеечка;

• Стеллаж для пособий;

• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;

• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;

• Набор картинок для группировки (по 3-4 шт. в каждой группе) с реалистическим изображением: животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки – по 1 набору;

• Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) 10 разных;

• Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики – 5-6 разных;

• Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;

• Разрезные картинки (на 2 части по прямой);

• Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;

• Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.

2 младшая группа

• Зеркало с лампой дополнительного освещения;

• 2-3 стульчика или скамеечка;

• Стеллаж для пособий;

• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;

• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;

• Наборы игрушек, комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;

• Наборы картинок (4-6 шт.) животных, животных с детёнышами, диких животных и домашних, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, игрушки, транспорт, предметы обихода и продукты питания;

• Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;

• Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;

• Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;

• Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;

• 4 картинки времён года, части суток и сезонной деятельности людей.

Для развития связанной речи :

• 2-3 картинки для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);

• Сюжетные картинки крупного формата – сказочная и социобытовая тематика – 20-30 разных;

• Игры из серии «Умница» : «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»

• Лото «Парные картинки», «Игрушки»;

• Игра «Найди маму», «Магазин»

Для формирования и совершенствования грамматического строя речи :

«Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (на различие существительных единственного и множественного числа).

Зона «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр» :

• Коврограф, ширма для настольного театра;

• Детские книги по программе, книжки-малышки;

• Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок»….;

• Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)

Таким образом, правильно организованная ПРС в речевом центре создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в ОД, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует гармоничному развитию личности.

Всё насыщение речевых центров по возрастным группам было взято из методических рекомендаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2024 в 08:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организации предметно-пространственной среды в контексте развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Девяткина Анна (УИ 2452061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД