Наталья Филиппова
«Опыты и эксперименты в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
• по доминирующему методу: исследовательски-творческий.
• по характеру содержания: ребенок, родители;
• по характеру участия ребенка в проекте: участник;
• по характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей и социумом;
• по количеству участников: групповой;
• по продолжительности: краткосрочный.
Актуальность проекта: Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.
Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
Публикация «„Опыты и эксперименты в детском саду“» размещена в разделах
Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Анализ исходной ситуации: Проанализировав работу по познавательной активности детей, мы заметили, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы.
Проблема: Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
Гипотеза исследования: если дети будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, то они смогут использовать свои знания в жизни.
Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
1. Провести диагностику знаний детей о живой и неживой природе.
2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Показать детям в процессе проведения опытов различные свойства изучаемого объекта, его взаимодействие с другими объектами и средой обитания. Практическое применение этих знаний в жизни.
4. Развивать свободную творческую личность.
5. Воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает.
6. Вовлечь родителей в реализацию проекта.
Ожидаемый результат: дети получат реальные представления о различных свойствах предметов и смогут сами находить ответы на вопросы «как» и «почему?»
Участники проекта.
Дети старшей группы компенсирующей направленности, педагоги, родители.
Продолжительность проекта. Один месяц.
Реализация проекта.
На первом этапе (организационно – ознакомительном) познакомили родителей с целями, задачами и планом проведения проекта. План проекта был вывешен на доске объявлений.
Для решения поставленных задач нами в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудовали мини – лабораторию.
Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.
Эксперименты мы подбирали самые разнообразные, но самое главное, чтобы они были интересные и привлекательные для детей, соответствовали их возрасту.
На втором этапе (информационно – практическом) были проведены следующие мероприятия для детей.
1. Социально – коммуникативное развитие:
- беседа "Что такое опыты и для чего они нужны".
2. Познавательное развитие:
- оборудование детской мини- лаборатории в группе;
- исследование свойств воздуха, снега, воды, дерева, шишек, уксуса, соды;
- опытническая деятельность, экспериментирование;
- непосредственно-образовательная деятельность, наблюдения на прогулках
3. Речевое развитие:
- активизация словарного запаса по данной теме.
4. Художественно – эстетическое развитие:
- в ходе совместной и непрерывной образовательной деятельности дети делали зарисовки опытов для выставки.
5. Физическое развитие:
- проводили физкультминутки.
Совместное творчество детей и родителей.
Дети дома создавали мыло, познакомились с различными свойствами веществ, получили элементарные знания об основных физических и химических явлениях.
Родители помогли детям зарисовать опыты.
Третий этап. Заключительный.
Продукт проектной деятельности. Создание альбома «Наши опыты».
Ребята рассказывали про опыты во время бесед по этой теме.
Итог проекта: альбом «Наши опыты»