Наталья Труфанова
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данной работы - доказать и раскрыть значимость экспериментальной деятельности в детском саду и ее роли в развитии становления личности ребенка.
Методы исследования – организованные и контролируемые детские эксперименты– дома и в детском саду, анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; методы наблюдения и партнерского взаимодействия.
Главная задача дошкольного учреждения – помощь детям в проведении собственных исследований, самостоятельному открытию новых знаний.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В нашем детском саду познавательно-исследовательская деятельность является частью педагогического процесса и осуществляется на следующих его этапах:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми и кружковая работа. Это элементарные опыты и эксперименты.
2. Совместная деятельность с детьми. К ней относятся наблюдения, труд, художественное творчество.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
В группах созданы «минилаборатории», которые решают следующие задачи:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Привлечение детей к проведению несложных опытов в НОД, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
Опыты проводятся в специально организованных условиях. Познавательная задача ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно–следственных связей.
При проведении экспериментов придерживаются следующей структуры
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого, нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Для проведения полноценного исследования мало иметь определенное оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки зрения, объяснить детям результат исследования. Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя.
Задача педагога
• научить ребенка соблюдать меры предосторожности/безопасности при экспериментировании. Начинается безопасность с аккуратности…;
• научить ребенка способам/приемам/правилам проведения исследования или эксперимента.
• Хорошее правило: "Если не знаешь, или не можешь – не сердись, не вреди и не ломай, а обратись за помощью.
Необходимым условием является работа с родителями. Это и родительские собрания, анкетирование, консультации, фотовыставки, мастер-классы, совместная продуктивная деятельность и т. д.
• Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома»
• Изготовление совместных поделок, детей и родителей из бросового материала и бумаги на тему «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».
Детское экспериментирование похоже на научное, а результаты опытной деятельности имеют большую ценность для детей