Наталья Украинская
Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Малыши хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т. д. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Темочки:
Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития опытно-экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Что же такое опытно-экспериментальная деятельность? Это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка - дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации.
Целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Когда использовать опытно-экспериментальную деятельность?
Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка.
Этапы развития опытно-экспериментальной деятельности.
Наблюдение — это первый этап. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.
Размышление — второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.
Проверка гипотезы — проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения). Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка.
Вывод - На этом этапе ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его гипотеза. Последний этап дается детям труднее, чем предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.
Методы и приёмы экспериментальной деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности :
Проблемно-поисковый метод.
Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы, попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат. В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду.
Проводя утренний круг по теме «Что делать, чтобы быть здоровым», выяснили, что нужно больше употреблять витаминов. А где находятся витамины? Правильно, в овощах и фруктах. И прежде, чем их употребить, фрукты и овощи нужно мыть. И тут перед детьми поставила проблему: Как вы думаете, а апельсин умеет плавать? Разгорелись споры, каждый старался доказать своё предположение, решили проверить.
Опыт «Тонет - не тонет»
Взяли апельсин, положили в миску с водой. Он плавает. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистили апельсин и положили его в воду. Ну, что? Апельсин утонул. Как же так? В кожуре плавает, а очищенный - утонул. Почему? (предположения детей)
Делаем вывод. Так происходит, потому что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды, потому что воздух легче воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что становится тяжелее воды. Вспомните, где человек применяет свойство воздуха держать предметы на воде. (Надувные круги, лодки, корабли).
Наблюдения за объектом.
Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников
Опыт «Свойства бумаги»
Сделали с детьми бумажные кораблики и опустили в таз с водой. Кораблики не утонули, плавали на поверхности воды. А что произойдет с бумажными корабликами, если они долго будут находиться в воде? Стали наблюдать. Через некоторое время кораблики стали тонуть. Почему? Можно ли использовать бумагу для строительства кораблей?
Опыты и эксперименты.
Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Мы провели следующие интересные опыты и эксперименты :
Опыт «Разноцветная вода»
Предложила детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной. Мы взяли несколько емкостей с прозрачной водой, приготовили кисти и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивали воду в стаканчиках и наблюдали, как она изменяется.
Опыт «Что легче, а что тяжелее воды»
Выяснили, что легче, а что тяжелее воды. Для этого опустили в тазики с водой: дерево — плавает, лёгкое; резина — плавает, лёгкая; пластмасса — плавает, лёгкая; металл — тонет, тяжёлый.
Опыт «Яйцо в стакане»
В гости пришёл Незнайка. Просит определить, где пресная вода, где солёная.
Опыт «Мыльные пузыри».
Воспитатель показывает детям, как можно подуть через соломинку в стаканчик с мыльной водой, и как в нем появятся большие мыльные пузыри. Дети экспериментируют самостоятельно.
Опыты с воздухом.
Путешествие по станциям. На каждой станции перед детьми ставилась проблема: Можно ли увидеть воздух? Услышать? Ощутить?
Подведем итоги
Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы. В процессе детского экспериментирования дети учатся
– Видеть и выделять проблему
– Принимать и ставить цель
– Анализировать объект или явление
– Выделять существенные признаки, связи
– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
– Отбирать материал для самостоятельной деятельности
– Делать выводы.