мария якушева
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Я познаю окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: сентябрь 2022г. – май 2023 г.
Аннотация.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста „Я познаю окружающий мир“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цель:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.
Задачи:
1. Познакомить детей с явлениями неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Предварительная работа:
• подбор литературы;
• подбор материала для экспериментирования;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;
• наблюдение в природе на прогулке.
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей;
• Консультации;
• Совместная опытно – экспериментальная деятельность детей и родителей дома.
Предполагаемый результат:
- сформируются и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире;
- сформируются познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
1. Диагностирование детей.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «Мини – лаборатории»
2 этап:Основной
1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
№ п/п
ТЕМА
ЦЕЛЬ
ОКТЯБРЬ
1. «Вода? Вода!» Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, бесцветность); учить выделять свойства изучаемого объекта; развивать познавательный интерес.
2. «Неуловимый воздух» (на прогулке)
Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.
3. «Предметы с секретом» (Бумажная история) Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (промокаемостью); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
4. «В тенечке или на солнышке?» (на прогулке) Познакомить детей с понятием «солнечная сторона», «теневая сторона», с их отличиям, развивать мыслительные процессы.
НОЯБРЬ
1. «Куда исчезла лужа?» (на прогулке, в группе) Познакомить детей со свойствам почвы – впитываемостью, расширять представления о том, что растениям необходима вода, развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
2. «Свойства древесины» Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая, со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется).
3. «Разноцветный мир» Познакомить детей с одним из свойств света – изменением цвета окружающих предметов при использовании цветного стекла, развивать интерес к объектам исследования.
4. «Мы хотим построить дом» (св-ва древесины и бумаги) Обобщить знания детей о свойствах древесины и бумаги в их сравнении, учить определять их свойства с помощью практических исследовательских действий, развивать любознательность.
ДЕКАБРЬ
1. «Что спряталось в воде?» (растворение соли и сахара) Познакомить детей с одним из свойств воды - растворимостью в ней веществ; развивать интерес к объектам исследования.
2. «Металлическая история» Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера.
3. «Ткацкое «дело» Познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.
4. «Ледяная история» Познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед – замершая вода);, развивать познавательный интерес.
5. «Тёплый – холодный» Познакомить детей с определением температуры твердых предметов осязательным способом; развивать интерес к объектам исследования.
ЯНВАРЬ
1. «Цветной лед» Продолжать знакомить детей с одним из состояний воды (лёд); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда, формировать умение опытно – экспериментальным путем исследовать явления окружающей действительности.
2. «Талая вода» Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое - жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта – формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес.
3. «Где быстрее растает лед?» Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектом исследования и созданной для исследования средой; стимулировать использование исследовательских действий.
ФЕВРАЛЬ
1. «Живая вода» (1-я часть) Познакомить детей со значение воды для роста растений; учить формулировать выводы.
2. «Мыльные чудеса» Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
3. «Ты плыви, плыви!» Познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью); формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.
4. «Такая полезная вода!» Обобщить знания детей о свойствах воды, выявить новое свойство: вода может склеивать бумагу; развивать интерес к объектам исследования.
МАРТ
1. «Пенный замок» Учить детей устанавливать взаимосвязь между предметами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха.
2. «Водичка на прогулке» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие «жидкое состояние», учить формулировать вывод в ходе практических действий.
3. «Птичья радость» Познакомить детей со свойствами магнита притягивать металлические предметы, учить выделять свойства изучаемого предмета, развивать познавательный интерес.
4. «Что ярче светит?» Продолжать учить сравнивать свойства и качества объектов исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.
АПРЕЛЬ
1. «Ароматный воздух» Продолжать знакомить со свойствами воздуха – не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы.
2. «Зазеркалье» Познакомить детей со свойствами зеркала отражать предметы, продолжать обучать способам исследования.
3. «Магнитное притяжение» Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойствами притягивания металлический предметов.
4. «Цветной песок» Продолжать знакомить детей со свойствами песка, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок, краска, поддерживать познавательный интерес.
МАЙ
1. «Солнечные зайчики» Формировать у детей понимание способности света отражаться от зеркальной поверхности.
2. «Что содержит почва?» Познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия.
3. «Что узнали сыщики?» Обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях.
3 этап: Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей на педагогическом совете.
Литература:
1. Батова И. С. «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» ООО «Издательство «Учитель». 2013
2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» «Издательство «