Ольга Иванова
Опыт работы по программе «Социокультурные истоки» детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений современной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Публикация «Опыт работы по программе „Социокультурные истоки“ детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Более трех лет назад одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада становится духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста через социокультурный системный подход, разработанный авторами программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Данная программа стала для дошкольного учреждения глубоким целостным образовательным проектом, через призму которого педагогический коллектив выстраивает всю деятельность по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию.
Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Коротко рассмотрим, какие ценности составляют предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании.
Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Дошедший для нас фольклор родного народа, является хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные с хитрицой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам понять и принять ценности родной культуры.
Значительную часть программы «Истоки» составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно-нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления – это сугубо личностный путь каждого, путь поисков и сомнений. Наша задача здесь – пробудить интерес детей к познанию истины.
Нравственные ценности, такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, сострадание раскрывают в ребенке-дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
Еще одна группа – ценности деятельности человека. Дети 3 – 7 лет начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит».
Следующая группа – социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.
Дошкольники начинают постигать в «Истоках» ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России. Сюда входят священные смыслы природы: родные просторы, «сказочный лес», «братья наши меньшие», горы и реки, моря-океаны, деревни и города. Для русского человека природа всегда была матерью. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.
Не меньший эффект дает деятельность по программе «Истоки» и другим участникам педагогического процесса – родителям и педагогам. Дошкольник живет в большей степени в пространстве семьи, в окружении самых близких людей, поэтому туда он несет все, чем мы наполнили его душу. Развивая партнерские отношения с родителями, приглашая их к совместной деятельности, совместно определяя степень их участия в большом общем деле, мы решаем сразу несколько задач. С одной стороны, ставим родителей в активную жизненную позицию, приподнимаем их авторитет как умных, нравственных партнеров, и, с другой стороны, разделяем с ними степень ответственности за будущий нравственный облик детей.
Таким образом, программа «Истоки» формирует гражданскую позицию детей и родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проявляющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.
Мы расцениваем патриотизм как общественную ценность, высоко-нравственное чувство, активную гражданскую позицию личности, олицетворяющую любовь к своему Отечеству, сопричастность его к истории, культуре, достижениям, потребность в достойном, самоотверженном ему служении.