Тикотина Светлана Александровна
Оптимизация работы по совершенствованию экологического воспитания старших дошкольников в рамках ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Оптимизация работы по совершенствованию экологического воспитания старших дошкольников
в рамках ФГТ»
Проект выполнила: Тикотина Светлана Александровна,
воспитатель МБУ СОШ № 75СП «Детский сад» г. о. Тольятти Самарской области
Пояснительная записка
1.1 Актуальность
Публикация «Оптимизация работы по совершенствованию экологического воспитания старших дошкольников в рамках ФГТ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экономических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Поэтому перед нами была поставлена задача- разработать понятийный аппарат и пояснить две важных экологических единицы : «благоприятные» и «неблагоприятные факторы» (Приложение 1.). Следующей задачей стала систематизация экологической культуры с целью необходимого перехода от «засоряющего» типа взаимодействия человека к природе к «природосообразному».
Факторы, влияющие на развитие экокультуры, у граждан РФ
Благоприятные факторы:
Подкрепленная законодательная система
•Конвенция о правах ребенка;
•Конвенция дошкольного образования;
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
•Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
•Наличие вариативных, парциальных программ, адаптированных к ФГТ;
•Типовое положение о ДОУ;
•Модернизация общеобразовательных программ дошкольного образования с учетом экологического воспитания, социального партнерства.
Неблагоприятные факторы:
•Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;
•Потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии
•Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых Неэкономическое расходование природных ресурсов.
•Отсутствие пунктов приема макулатуры.
•Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего они не имеют возможность проводить досуг, наблюдения на природе с детьми, культурно и с пользой для здоровья;
•Разнородность социально-экономического статуса родителей
•Отсутствие у родителей экологического самовоспитания и воспитания по отношению к своим детям.
Анализ внутренней среды ДОУ
Сильные стороны:
Наличие программ и технологий
•Переработанная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» (от 2006 г.);
•Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2005 г. ;
•Рыжова Н. А. «Наш дом-природа», 2005 г.
- Методическое обеспечение: учебно-методические, подписные и периодические издания;
- Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям:
•уголки природы в группах ДОУ;
•экологическая тропа на участках ДОУ;
•огород на территории ДОУ;
•«огород» на окне;
• Наглядный и демонстрационный материал: презентации, проекты, календари природы, слайды и фотографии о птицах, растениях, животных, времён года;
•библиотека книг с экологическим содержанием;
•эмблемы животных, растений;
•пиктограммы эволюции представителей флоры и фауны.
Слабые стороны
•Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
•Отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей и воспитанников.
•Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ПК, интернета, интерактивная доска – необходимые «инструменты» педагога).
1.2. Проблема.
Экологическое образование и воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование гражданина нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе Тольятти (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состояние здоровья населения.
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей среды.
II Основная часть
2.1. Цель проекта:
Обеспечение качества формирования системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, совершенствование основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
2.2. Задачи проекта:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и родителями по каждому этапу работы. Проведение мониторинга знаний детей.
2. Сформировать потребность выстраивать стратегию выживания человека во взаимоотношениях с природой, не уничтожать природную экосистему, а встраиваться в нее.
3. Выработать ответственное отношение к окружающей природной среде, здоровью (собственную и окружающих людей, следуя экологическим правилам).
4. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: «ДОУ – СЕМЬЯ».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Взаимодействие на основе сотрудничества и партнерства
Мероприятия:
- Изучение программно-методического материала, анкетирование;
- Разработка годового плана по теме;
- Знакомство с новыми технологиями: личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»;
- Подбор материала для мониторинга;
Механизмы реализации проекта:
- Теоретическая и методическая литература, информационные средства, видео-, аудио продукты, материалы по передовому опыту.
Ожидаемые результаты:
- Активность родителей и воспитанников ДОУ по преобразованию потребностей.
Основа этапа
Обогащение внешними и внутренними ресурсами:
- Совершенствование развивающей среды, создание и приобретение новых пособий и дидактического материала;
- Д/И «Узнай по запаху»;
- Уголок «Времена года»;
- Макет «Дары леса»;
- Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово, загадки;
- Создание гербария на тему: «Исчезающие растения Самарской области»;
- Сбор лекарственных и исчезающих растений нашего края;
- Подход наглядного и демонстрационного материала по сезонам времен года;
- Пополнение уголка природы;
- Изготовление «Календаря природы»;
- Создание книжек-малышек: «Экологическая почемучка»;
- «Красная книга Самарской области»;
- Появление устойчивой мотивации к взаимодействию.
Основной этап
Выявить уровень развития экологической воспитанности у детей
- Проведение мониторинга;
- Индивидуальный опрос по карточкам, схем, пиктограммам по различным критериям;
- Выявить качества эковоспитания (личностные, физические, интеллектуальные) воспитанников.
Реализация поставленных задач:
- Проведение занятий в соответствие с перспективным планированием;
- Разработка конспектов занятий;
- Прогулка в парк, сбор природного материала и растений;
- Экскурсия в краеведческий музей;
- Применение «Календаря погоды на прогулке»;
- Проведение экологических праздников «День Земли», «Защитим растения нашего края»;
- Участие в акции «Спаси и сохрани».
Оценочный этап
Взаимодействуя на основе сотрудничества и партнерства при восприятии нового материала воспитанниками и их родителями, понимают суть происходящего.
Оценка эффективности работы по выявлению экологической воспитанности детей :
- Проведение диагностики и мониторинга качества экологического образования воспитанников и родителей.
- Проведение тренингов, «Школы мастерства» с участием родителей -партнеров и психолога в условиях реализации ФГОС- ФГТ.
- Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей, участие в совместной экологической проектной деятельности.
Перспектива развития
Необходима дальнейшая координация деятельности достижений воспитанников, родителей ДОУ;
Участие авторов творческой группы в проектах, фестивалях, акциях, смотрах-конкурсах, по экологическому воспитанию.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011.
2. Геннадий Спирин «Марфа», - М., 2011.
3. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1,2,- М., Ломоносовская школа, 2009.
4. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. -М., педагогическое общество России, 2010.
5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников «ВАКО» Москва 2005.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2010.
7. Петрова Н. А. Живая душа природы. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
8. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ - _ДИДАКТИКА», 2005.
9. Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста / авт. -сост. Г. А. Лапшина. – 2 – е изд. - Волгоград: Учитель, 2009.
10. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011.