Анастасия Решетникова
Консультация «Одарённый ребёнок: какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Публикация «Консультация „Одарённый ребёнок: какой он?“» размещена в разделах
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Статистика
Около 20-30% детей могут достигать
высоких уровней интеллектуального и
творческого развития.
Задача образовательных учреждений:
Поддержать каждого ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Отличительные черты одаренного ребенка : высокий уровень развития речи и мышления;
обладание хорошей памятью; любознательность, высокая познавательная активность, широта интересов; креативность, яркое воображение; повышенная возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.
1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
Работа с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка».
4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.
Творческие (художественные) способности ребенка проявятся в том случае, если он:
С ранних лет проявляет склонность к рисованию;
В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
не робеет высказать собственное мнение даже
о классических произведениях, причем может
попробовать критиковать их, приводя вполне
разумные доводы.
С ранних лет проявляет склонность к рисованию;
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; сочиняет мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Ребенок имеет очевидные
технические способности, если он:
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
сам пытается понять причины неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
У ребенка способности к научной работе, если он:
обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки, опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
часто пытается найти собственное объяснение причин смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Условия, для развития способностей и ранней одарённости дошкольников :
Развивающая среда (материальная база).
Компетентность педагога.
Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
Диагностика.
Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ.
Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.
Система работы с семьёй.
Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
Система индивидуальной работы с дошкольником.
Кружковая работа.
Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда
Право выбора вида деятельности для ребёнка.
Передовой педагогический опыт по проблеме.
Раннее выявление детских способностей и их развитие.
Система стимулирования педагогической деятельности.