Надежда Антоненко
Консультация для воспитателей «Одарённый ребёнок, какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Это объясняется, во-первых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди. Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство. Общей характеристикой одаренности детей является ярко выраженная потребность познавать.
Одаренный ребенок, какой он? Ребенок, который:
Публикация «Консультация для воспитателей „Одарённый ребёнок, какой он?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает во-просы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением, озабочен преобразованием, улучшением общества, предметом, систем.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конформист, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Модель одаренности ребенка состоит из трех характеристик. Это:
1. Способности выше среднего.
2. Настойчивость и усердие в решении задач.
3. Креативность, выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.
Для оценки уровня развития детской одаренности предлагаю следующий комплект диагностических методик. Для наиболее эффективного и адекватного отслеживания внутреннего потенциала личности воспитанников методики охватывают познавательную, личностную, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов.
Опросник №1.
Уважаемые педагоги!
Эта шкала поможет вам оценить степень развития основных интеллектуальных и творческих способностей ваших детей. В этом вам поможет ваша наблюдательность, знание детей и объективность. Перед вами список качеств, степень выраженности которых вы будете оценивать по следующей системе: низкий уровень (данное качество не проявляется совсем, средний уровень (данное качество проявляется часто, но не всегда, высокий уровень (качество проявляется всегда).
1. Память.
Способность ребенка быстро запоминать и долгое время удерживать в памяти различную информацию. («Маленький компьютер». Здесь и далее в скобках указывается образное название ребенка с высоким уровнем развития того или иного качества).
2. Внимание.
Способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на дея-тельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. («Крайне сосредото-ченный»).
3. Способность к анализу и синтезу.
Способность ребенка быстро раскладывать предложенную информацию на составляющие ее части или из нескольких частей собирать целое и делать вывод. («Маленький ученый»).
4. Продуктивность мышления.
Способность ребенка находить большое количество решений поставленной перед ним задачи. («Генератор идей»).
5. Перфекционизм (старательность).
Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. («Очень старательный»).
6. Гибкость мышления.
Способность ребенка быстро изменять поведение, вносить коррективы в деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. («Ловкий и изворотливый менеджер»).
7. Оригинальность мышления.
Способность ребенка выдвигать нестандартные идеи, видеть необычное в обычном, действовать не как все. («Оригинал»).
Опросник № 2.
Уважаемые педагоги!
Эта шкала поможет вам оценить степень развития определенных черт личности ваших детей. Перед вами список личностных характеристик, степень выраженности, которых вы будите оценивать по следующей системе: низкий уровень (данная черта не проявляется, средний уровень (данная черта проявляется не всегда, высокий уровень (данная черта проявляется всегда).
1. Самооценка.
Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребенок знает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в своей деятельности и общении с другими людьми.
2. Эгоцентризм.
Направленность на себя. Ребенок смотрит на мир только сквозь призму своего мнения и практически не способен вставать на позицию другого человека.
3. Демонстративность.
Желание всегда быть в центре внимания. Ребенок стремится любой ценой привлечь к себе внимание взрослых и сверстников.
4. Эмоциональность.
Восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в излишней тревожности.
5. Произвольность поведения.
Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребенок контролирует свои желания и свое поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами.
6. Способность к оценке.
Критичность мышления. Выражается в способности ребенка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других людей.