Надежда Торопова
Обучение разговорному якутскому языку детей дошкольного возраста 4–5 лет в условиях билингвального образования
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА»
МР «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Тема: «Обучение разговорному якутскому языку
детей дошкольного возраста (4-5 лет)
в условиях билингвального образования».
Составила: воспитатель МДОУ №6 «Березка»
Торопова Надежда Станиславовна
Олекминск, 2017
Публикация «Обучение разговорному якутскому языку детей дошкольного возраста 4–5 лет в условиях билингвального образования» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Республика Саха. Якутия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
К. Д. Ушинский: «Дитя приучается в несколько месяцев
так говорить на иностранном языке, как
не может приучиться в несколько лет».
С каждым годом потребность в изучении якутского языка возрастает. Это в полной мере относится и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка Республики Саха (Якутия) их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций.
Исследованием установлено, что дошкольный возраст характеризуется как сенситивный период в воспитании и развитии ребенка, когда происходит наиболее интенсивное и физическое развитие детей. По мнению В. Пенфилда, физиологическая причина успеха обучения языку состоит в том, что именно в этот период мозг ребенка имеет специализированную способность к обучению языку, которая с возрастом уменьшается.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Изучение русскоязычных детей якутскому языку – это не только филологические задачи, но и знакомство с бытом, традиционными занятиями, якутским народным календарем, фольклором, с национальным праздником «Ысыах» воспитывают у детей уважительное отношение к жизни и культуре якутского народа, что очень актуально в нашей многонациональной республике, и в частности нашем Олекминском районе.
В МБДОУ –Детский сад №6 «Березка» г. Олекминска ведется инновационная деятельность по билингвальному образованию дошкольников, в рамках которого мною разработана программа обучения якутскому языку русскоязычных детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в формировании русско-якутского двуязычия, обучению якутскому разговорному языку с дошкольного возраста.
Цель программы:
1. Основной целью занятий по якутскому языку является обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену.
2. Обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с педагогом и между собой на занятиях, а также режимных моментах.
3. Приобщение детей якутской культуре по средствам народного фольклора, декоративно-прикладного творчества, настольных и подвижных игр народа Саха.
Задачи:
1. Развивать у воспитанников потребность регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост у детей
2. Развивать творческое мышление, фантазию средством декоративно-прикладного творчества, настольных игр и фольклора народа Саха.
3. Формировать обобщенные знания якутского языка.
В основу программы положен ситуативно-тематический принцип, т. е. учебный материал дает детям возможность запоминать элементарные слова и предложения, узнавать их в жизни.
Формы и виды организации занятий:
• Игровая;
• Использование метода погружения;
• Комбинированные занятия;
• Дидактические игры;
• Детско-родительская проектная деятельность;
• Творческие работы;
• Развлечения.
Программа по якутскому языку рассчитана на работу с детьми среднего дошкольного возраста. Занятия с воспитанниками целесообразно проводить в игровой форме в подгруппах, что позволяет детям проявить свои способности, а педагогу осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Одно занятие в неделю длительностью 20 минут для дошкольников – это оптимальный вариант при обучении якутскому языку на дошкольном этапе.
На каждом занятии кружка дети:
1. Узнают простые речевые модели
2. Запоминают несколько слов на якутском языке
3. Понимают их на слух и произносят за педагогом
4. Употребляют вопросы и ответы из фраз повседневного общения
5. Знакомятся с традициями, обычаями народа саха
Обучение состоит из трех этапов:
1. Слушание и запоминание слов педагога
2. Повторение за педагогом
3. Употребление в речи
Самую важную роль, при обучении, играет создание предметно-пространственной развивающей среды- в группах и на площадке.
Обучение второму языку должно основываться на живом общении, т. е. являться средством общения. Поэтому я выбрала метод погружения, то есть занятие проходит полностью на якутском языке. Больше практикуется диалог с детьми и обращение детей друг к другу, заучивание самодельных дидактических стишков и детских песен со словами для активного усвоения. Используются дидактические игры, наглядные пособия, плакаты, репродукции, атрибуты для знакомства с материальной и духовной культурой народа саха, государственные символы, атрибуты для настольных и подвижных игр, народные игрушки.
Диагностика уровня знаний детей по якутскому языку включает в себя следующие разделы: произношение звуков; слова по темам; разучивание песен; стихов; знание фольклора и быта.
Педагог осуществляет постоянную связь с родителями обучающихся. Это необходимо для поддержки творческих начинаний ребенка внутри собственной семьи для достижения наилучших результатов в изучении якутского языка. Родители регулярно знакомятся с успехами и достижениями своих детей.
Представители коренных национальностей, выросшие в двуязычной среде, имеют возможность принимать полноценное участие в межкультурном взаимодействии, но, с другой стороны, постепенно отходят от своего родного языка и выраженных в нем этнокультурных ценностей. Поэтому в нашей многонациональной республике в современных условиях многовариативности содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях республики вполне уместно говорить о формировании русско-якутского двуязычия, о первых шагах обучения русскоязычных детей разговорному якутскому языку уже с дошкольного возраста.
Таким образом, раннее обучение иностранному языку, в нашем случае, якутскому языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал, оказывая положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Ребенок, который растет двуязычным, имеет уникальный шанс освоить оба языка. Эти дети имеют потенциал постигнуть глубину обеих культур и могут стать лингвистически компетентными людьми.