Константин Птицын
Обучение детей плаванию в ДОУ посредством игр и игровых упражнений на воде
Обучение детей плаванию в ДОУ посредством игр и игровых упражнений на воде
Все приоритеты физического воспитания, развитие детского и юношеского спорта должны быть направлены на достижение главной цели - сохранение здоровья нации, гармоничное развитие человека. Дети должны стать сильными, должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможность им заниматься, уметь постоять за себя, за своих близких, за свою семью, в конечном итоге быть в состоянии постоять за Отечество. Наш долг – обеспечить для этого все необходимые условия.
В. В. Путин.
Публикация «Обучение детей плаванию в ДОУ посредством игр и игровых упражнений на воде» размещена в разделах
Для реализации этих приоритетов, Основные направления развития физической культуры и спорта в нашей стране определены в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009. Основная цель Стратегии– это создание условий, обеспечивающих для граждан нашей страны возможности вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Согласно ФЗ «Об образовании РФ» №273 от 29 декабря 2012г, Дошкольное воспитание является первой ступенью общего образования, и наша задача создать условия для качественного образования, развития и успешной социализации воспитанников. В реализации ФГОС Дошкольного образования физическое развитие включает приобретение опыта в разных видах деятельности детей :
В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема состояния здоровья детей. Здоровье ребенка, прежде всего в условиях Крайнего Севера, обусловлено климатическими и экологическими особенностями региона проживания. Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание.
Игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей дошкольного возраста. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. И в этом плане возрастает роль используемых форм, методов, приемов и средств по развитию у детей плавательных навыков. Для реализации данной проблемы необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. На сегодня, в городе Якутске работают 56 муниципальных ДОУ, из них в трёх детских садах имеются плавательные бассейны. В нашем детском саду созданы условия для разностороннего развития дошкольников, большое внимание мы уделяем их физическому воспитанию, оздоровлению и закаливанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах.
Целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:
• непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
• развлечения, праздники на воде.
. Основное содержание обучения составляют игры и игровые упражнения, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине. Решающую роль в формировании навыков плавания играют подводящие упражнения по плаванию, они делятся на три вида:
1. Плавание
2. Скольжение
3. Погружение в воду
Плавание (кроль на груди – с выносом рук, без выноса рук; кроль на спине - с выносом рук, без выноса рук). Первое - обучение навыкам плавания, которое должно быть осуществлено в старшем дошкольном и продолжено в младшем школьном возрасте (кроль на груди с выносом рук и без выноса рук; кроль на спине с выносом рук и без выноса рук). Видео.
Скольжение (с предметом - «торпеда» на груди, «торпеда» на спине; без предмета - «стрела» на спине, «стрела» на груди. Второй – приобретение детьми умений и навыков в скольжении, осуществляя выдохи в воду, которые целесообразно сформировать в среднем дошкольном возрасте (скольжение без предмета – упражнения «стрела» на груди, «стрела» на спине, скольжение с предметом – «торпеда» на груди, «торпеда» на спине). Видео
Погружение в воду (игры и игровые упражнения с погружением в воду, «Медуза», «Поплавок», «Звезда»). Третий – приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании в воду (Упражнения «Звезда», «Поплавок», «Медуза»). Видео
Кроме того, Для того чтобы дети успешно освоили подводящие упражнения плаванию, и развитию интереса к занятиям мы используем игры на воде.
Игры на воде делятся :
1. Игры с погружением в воду,
2. Игры для ознакомления со свойствами воды,
3. Игры со скольжением и плаванием.
Например игра «Цифры» Задача игры:
1. вариант: освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.
2 вариант: упражнять детей в скольжении и плавании кролем на груди и на спине.
Правило игры и их усложнение: На дне находятся камушки, булыжники с цифрами, задание:
1. достать заданную цифру; 2. Достать ответ заданного примера решения
Например: 5+5=10, 4-2=2, 10-2-1+1=8
игра буквы Задача игры: 1. освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде;
2 вариант: упражнять детей в скольжении и плавании кролем на груди и на спине.
Правило игры и их усложнение.
Тоже самое на дне находятся камушки булыжники с буквами:
1. достать заданную букву;
2. Достать и составить слова из букв (имя, вода, рак, рыба, и. т. д.)
игра пирамида 1. вариант: освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.
2 вариант: упражнять детей в скольжении и плавании кролем на груди и на спине.
Правило игры и их усложнение: На дне разбросаны части пирамиды, по команде достать части и собрать на борту бассейна.
Надо собрать пирамиду на дне бассейна и достать собранную пирамиду на борт.
Для командных игр, по одному доплыть до противоположной стены достать одну нужную часть пирамиды одеть на основу и плыть обратно и так далее.
Задача игры: камешки
1. вариант: освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.
2 вариант: упражнять детей в скольжении и плавании кролем на груди и на спине.
Правило игры и их усложнение: На дне находятся камешки булыжники. По команде сделать короткий вдох над водой, задержать дыхание достать камень.
Сделать короткий вдох над водой, медленно выдыхая под водой достать камень.
Достать как можно больше камней за определенное время.
С противоположного бортика по команде идти бегом достать заданное количество камне и идти обратно.
игра монеты Задача игры:
1 вариант: освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.
2 вариант: освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.
На дне раскидываются монеты. По команде сделать короткий вдох над водой, задержать дыхание достать одну монету.
Сделать короткий вдох над водой, медленно выдыхая под водой достать одну монету.
Достать как можно больше монет за определенное время.
Результаты работы по обучению детей плаванию во многом зависит от совместной работы с педколлективом и с родителями. Поэтому одной из важных задач является широкая пропаганда плавания среди родителей, приготовление папок передвижек для всех возрастных группах, индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях, проведения открытых занятий, проведения соревнований по плаванию и тематических праздников.
Таким образом, игры и игровые упражнения на воде положительно влияют на освоение учебной программы, направленные на быстрое усвоение подводящих упражнений и развитие у детей плавательных навыков.
1. Эффективности проведения игр и игровых упражнений на воде в плавании, направленных на улучшение усвоения плавательных навыков. Регулярное использование игр на воде для закрепления навыков подводящих упражнений помогают быстро усваивать технику плавания;
2. Занятия плаванием должны быть направлены на привлечение к занятиям всех воспитанников ДОУ. Игры на воде способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие, психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
3. Таким образом, игры на воде вызывают интерес к занятиям по плаванию. 93,2% выпускников уверенно держатся на воде и умеют плавать, а около 60% продолжают заниматься в спортивных и оздоровительных секциях по плаванию г. Якутска.