Магомедова Басират Ризвановна
Консультация «Общение родителей и детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Общение родителей и детей в семье»
«Семья это царство отца, мир матери и рай ребенка».
К. Д. Ушинский
Подготовила воспитатель: Магомедова Б. Р.
Публикация «Консультация „Общение родителей и детей в семье“» размещена в разделах
Проблема влияния семейного воспитания и роли семьи в воспитании детей становится из года в год всё актуальнее, начиная с учреждений образования и заканчивая СМИ. Воспитание ребенка процесс непрерывный и многообразный.
Дети, как чистый лист бумаги, на котором все мы оставляем свои следы. Кто же мы - «писатели» и «художники» детских душ? Мы - это те, кто их любит.
Пока нет проблем с детьми, все мы гордимся успехами и достижениями в образовании, пожинаем плоды своих трудов, восхищаясь нашими творениями. И это правильно. Но когда возникают трудности в воспитании ребенка, мы понимаем, что где-то что-то упустили.
Действительно, главной и первой «окружающей средой» детей, формирующей их личность и влияющей на всю дальнейшую судьбу является его семья. Формирование личностных качеств детей в первую очередь напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Именно семья будет удовлетворять психические потребности своего ребенка, и, предоставлять ребенку оптимальные возможности для формирования его личности и естественно введёт его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, а значит, создаст предпосылки для его социализации.
Семья и ее ценности представляют собой порождение культуры и как другие социальные институты, семья существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Общение родителей и детей в семье - это своеобразная «психологическая изнанка» многих проблемных ситуаций.
Воспитательный процесс в семье – это, прежде всего, постоянное общение детей и родителей. Отношения в семье имеют свои закономерности и особенности. Взаимоотношения в семье это отношения педагогические, они прямо или косвенно влияют на детей, формируют психологический микроклимат их семейного бытия. Отказаться от общечеловеческих, духовно- нравственных ценностей в воспитании подрастающего поколения мы не имеем права! Ни один родитель на свете, не хотел бы остаться в старости в одиночестве, без любви, так же, как и не хотел бы, что бы его любимый ребенок оказался за бортом жизни.
На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
«Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе – воспитать человека лучше, чем ты сам».
В. А. Сухомлинский
Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми – большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется сочетанием положительного эмоционального отношения к ребенку, разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребенку.
В последние годы родители стали придерживаться принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, свободными. Казалось бы, демократические и человеческие ценности поставлены во главу, отношения родителей и детей основаны на доверии и сотрудничестве, т. е. то, что и требуется. На деле же происходит следующее: своими бесконтрольностью и попустительством родители в семейном воспитании становятся просто наблюдателями. Детей в таких семьях это положение тоже устраивает: минимум требований, правил, норм поведения и главное - есть уверенность, что в любом случае, всегда родители будут ярыми защитниками только своих и твоих интересов. Но мы то знаем, что отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, а попустительство перейдёт к открытой неприязни к школе, к учителям как со стороны детей, так и со стороны родителей. В дальнейшем дети из таких семей импульсивны, часто на людях ведут себя неадекватно, они не переносят никаких ограничений, они не умеют понимать и принимать во внимание интересы других, склонны потакать своим слабостям и со временем не способны сочувствовать уже даже своим родителям.
В итоге происходит игнорирование всех требований и правил со стороны детей и постепенное отчуждение ребенка от родителей, а родителя от конфликтного ребенка. А это уже, я считаю, станет не просто бедой, а трагедией не только семьи, но и всего общества. Вот почему сегодня мы все должны и обязаны уделять внимание семье и ее роли в воспитании будущего гражданина и Человека.
Психические потребности ребенка лучше всего будет удовлетворять хорошая семейная обстановка. Необходимо сотрудничество, характеризующееся балансом любви, уважения и требовательности. Деятельность родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут с педагогами союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров.