МААМ-картинки

«Образы старинной музыки». Сценарий внеклассного мероприятия в ДШИ на народном отделении

Алла Тимофеева
«Образы старинной музыки». Сценарий внеклассного мероприятия в ДШИ на народном отделении
▼ Скачать + Заказать документы

МБУДО Вяземская ДШИ им. А. С. Даргомыжского

Отделение народных инструментов.

Внеклассное мероприятие Клуб «Капитаны народного творчества»

Тема клуба: «Образы старинной музыки»

г. Вязьма 31 марта 2022г.

Сценарий заседания клуба

Подготовила и провела: Тимофеева А. Ю., Павлинова Е. Ф.,

преподаватели по классу аккордеона, баяна

ЦЕЛЬ:

• развитие личности ребёнка, его музыкально-исполнительских способностей и навыков;

• Расширение кругозора познаний;

Публикация «„Образы старинной музыки“, Сценарий внеклассного мероприятия в ДШИ на народном отделении» размещена в разделах

• мотивация к дальнейшему овладению музыкальным искусством.

• Использование новых технологий в проведении внеклассных мероприятий.

• применение межпредметных связей

Задачи мероприятия :

Образовательные :

• Активизировать полученные знания, умения, навыки применять на практике.

• Познакомить учащихся с хронологией развития искусства и эпох на примерах музыкальных образов.

• Усовершенствовать исполнительские навыки учащихся.

Развивающие:

• Развивать творческие способности и инициативы учащихся.

• Содействовать развитию умений осуществлять познавательную деятельность.

• Инициировать интерес к развитию исполнительского мастерства

Воспитательные:

• Содействовать развитию эстетического вкуса и культуры речи учащихся.

• Расширить знания учащихся.

• Формировать навыки совместной деятельности на занятии.

• Воспитывать у учащихся любовь к музыке, как к искусству, обладающему наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.

Форма проекта: лекция, с использованием видео презентации и музыкальных иллюстраций на народных инструментах, в исполнении преподавателей.

Ведущие: Тимофеева Алла Юрьевна, Павлинова Е. Ф.

Учащиеся 2-8 класс -10 человек

музыкальное сопровождение – Тимофеева А. Ю., Черникова Н. Г.

Ответственный за презентацию и использование интерактивного оборудования: Павлинова Е. Ф.

Оборудование: класс с интерактивным оборудованием, компьютер, магнитофон, баян, аккордеон, стулья.

Ход мероприятия:

Учащиеся размещаются в классе.

А. Ю. : Добрый день, дорогие ребята. Мы все учимся исполнять музыкальные произведения разных стилей, жанров и эпох, но все мы знаем, какие музыкальные образы скрываются в разных звуках. Музыка – сама жизнь, она подвластна законам жизни, воздействует на нас, на людей. Изучая музыку в музыкальной школе, все учащиеся видят путь развития музыкальных эпох и стилей. Музыка сама по себе не существует. Она рождается параллельно с архитектурой, живописью, литературой, модой и научно-техническим прогрессом. Музыку создают люди, живущие в то или иное историческое время. Другими словами, можно сказать, что музыка – это история эволюции человечества. Вы научились слушать, научились понимать классическую музыку. Мы сегодня будем беседовать о музыкальных образах разных времен и эпох, а конкретно – образы старинной музыки эпохи Возрождения, Барокко и Классицизма.

–Что такое музыкальный образ и кто создавал музыкальный образ?

Ответы ребят:

Ответ: - Композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Какие бывают музыкальные образы? (от самых простых, до самых сложных)

–Какие музыкальные образы вы знаете?

–Художественные, исторические, литературные.

Художественный образ –это то, что выражает мысли, чувства, личное переживание для многих современников.

Исторический образ - это конкретные человеческие судьбы и характера той или иной исторической эпохи.

Литературный образ – это описание главного героя.

-Что же общего между этими образами – эпохи

Знакомиться с музыкальными образами мы начнем с хронологии развития искусства по эпохам (презентация на экране).

- Для начала, посмотрим на всю хронологию развития искусства и музыки от Античности - до 20 века.

А. Ю. : Ребята, вы знаете, что такое классическая музыка?

Ответы детей

А. Ю. : правильно, это музыка, написанная в прошлом, но известна, популярна и интересна новому поколению.

1. АНТИЧНОСТЬ – до 400г. н. э. (слайды, звучит музыка греческий танец «Сиртаки»)

К большому сожалению, до нас не дошли нотные записи музыки той эпохи, поскольку нотную запись еще не изобрели. Но как мы представляем себе эту музыку? Для этого нужно погрузиться в историю и обратиться к народному творчеству стран Античного мира (Греция, Египет, Китай, Индия)

Нам известно, что в это время существовали певцы – АЭДЫ, странствующие музыканты – РАПСОДЫ, КИФАРИСТЫ – исполнители на кифаре.

Известный математик Пифагор связывал музыку с математикой. Пытался объяснить расстояние между звуками, в последствии ставшими интервалами. Эти исследования помогли в дальнейшем создателям струнных и клавишных инструментов добиться стройного и нефальшивого звучания.

Спартанцы первые начали распевать стихи, в сопровождении лиры, хотя слова не совпадали с музыкой.

В 5 веке до н. э. впервые появилась трагедия на основе народных ладов : Дорийский, лидийский. Изобретен был водяной орган, первая теоретическая работа о музыкальном ритме с математическими знаниями.

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ – 400-1400г (слайды, звучит музыкальное произведение на лютне)

Это феодальная культура. Музыкант – это был мудрец. Появляется мелодия, появляется профессиональное искусство, любительская музыка и фольклор. Профессиональное искусство больше относится к церковной культуре. Зарождается Романский стиль, от слова Романтика (время, в котором разворачивается трагедия Ромео и Джульетты В. Шекспира – Англия). Больше Романский стиль относится к архитектуре, перенявший приемы Древнего Рима (СЛАЙДЫ). Это 1000 – 1200г - начало XIII века. Прямые формы, яркие цвета, круглые арки, своды, массивные стены, маленькие окна. В изобразительном искусстве господствует религиозная христианская тематика.

Константинополь, с IV века становится главным центром певческой культуры Великой Церкви (до ее раскола) и составляла свод песнопений Восточной Православной церкви, аналогичной антифонарию папы Григория. (в последствии произошел раскол на Православную Восточную в Константинополе и Западную Католическую в Риме. Песнопения велись на латинском языке и поэтому католики объясняли, почему молящимся не понятен язык и склонялись к тому, что на службе должна звучать музыка, передовая содержание службы. Идея, воздействовать на молящихся инструментальной музыкой, оказалась важной для развития всей европейской музыки. В Восточной церкви богослужения совершались на понятном народу языке, и необходимости дополнять пение инструментами не возникло).

Впервые составлена книга песнопений, но без обозначений нот. Нота записывались знаками, а раньше буквами. Затем у нот появляются названия и место на линейках. Зафиксированы первые имена композиторов и в 1150г. первая женщина музыкант, которая с детства сочиняла музыку и стихи

В 727г в Католической церкви появляется музыкальный инструмент орган. Обычай использовать орган во время службы прижился вначале в придворных кругах, а затем и в приходских храмах.

Дети слушают мр3 и смотрят отрывок: танец с бубенцами из музыкального фильма «Ромео и Джульетта»

3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)14в. -16 вв. (слайды, звучит музыка)

Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Возрождается интерес к Античной культуре (пейзажу, человек изображается реалистично, появляются портреты людей, а не только святых, интерес к изучению анатомии). Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы.

Великие представители Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Ботичелли, Эль Греко.

Небывалого расцвета достигли: изобразительное искусство, архитектура, литература. Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более. В гармонии господствуют консонирующие созвучия, а употребление диссонансов строго ограничивается специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

1. Музыка раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

2. Музыка среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

3. Музыка Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе.

Церковное направление характеризуется многоголосностью, где все голоса равны.

Основные жанры: месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля). Из инструментов предпочтение отдавалось органу

Светское направление

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду : на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Усовершенствуется нотная запись, длительности нот, ритм. Очень большие изменения в музыкальной культуре происходили в Италии. Поэтому в основу музыкальных терминов взяли итальянский язык. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.

Светские жанры:

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания А. Ю. исполняет на аккордеоне «Мадригал»;

Шансон (во Франции) — полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

Инструментальная музыка

Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры:

прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Формируются национальные музыкальные школы

К XV в. в Нидерландах сложилась нидерландская полифоническая школа - одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Кроме церковной музыки сочиняли мотеты на светские тексты. В них он также применяли сложную полифоническую технику. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

В начале XV столетия выдвигается английская школа полифонистов. В XVI столетии в стране распространяется протестантизм. Открываются музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.

С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (matricale - "песня на родном языке"). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения.

(Преподаватель А. Ю, исполняет на аккордеоне Г. Персел «Мадригал»)

Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

Композиторы: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Адриан Вилларт.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров : сольной песни, оратории и оперы.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

Члены камераты (так называлось это общество, возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре.

БАРОККО - 17-18 века. (звучит музыка)

А. Ю. : Центр развития пять в Италии. В переводе с португальского обзначает Жемчужина неправильной формы (причудливый). Характерные черты стиля: пышные формы, чувственность, динамичность. Естественность становится не модной. В моду входят пышные прически, парики, корсеты. Мужчины бреются, душатся духами, носят парики. Архитектура Барокко – это большие пространства, колонады, атланты и кариатиды, спастельных светлых и нежных тонов, с больиложные формы куполов,множество статуй. Представители барокко: Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Рембрант, Веласкес. Композиторы эпохи Барокко: И. С. Ба, Г. Гендель, А. Вивальди, Д. Скарлатти, Л. Куперен, Ж. Рамо.

Характерные черты стиля рококо:

• Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, тяга к экзотике

• Орнамент в виде раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок амуров

• Сочетание пастельных свтлых и нежных тонов и сочетанием холота

• Культ малых форм, миниатюрность, любовь к мелочам и безделушкам

• Изобретено фортепиано (перышко сменил молоточек)

• Сформирована схема родства тональностей (квинтовый круг)

• И. С. Бах пишет «Хорошо темперированный клавир»

• Рождение жанра оперы

• Рождение сложной инструментальной формы «Концерт», где оркестр соревнуется с солистом (Вивальди)

музыкальные жанры : фуга, сюита, аллеманда, куранта, жига, сарабанда, менуэт, чакона, ария, инвенция, токката, хорал, оратория, месса, кантата, Кончерто гроссо

• В моду входит турецкая музыка 1720г., музыка военных оркестров (барабаны, трубы)

Классицизм

Это эпоха просвещения и логики. От латинского – образцовый. Ушла пышность, пришла простота и естественность. На первый план выходят эмоции и чувства человека. Главная идея – гармония, подчинение правилам и требованиям, образец для подражания. В архитектуре это – оплот симметричности, строгости и выпрямленности с длинными округлыми колоннами.

• Появление дирижера

• Опера становится театром

• Моцарт – первый профессиональный композитор

Плеяда венских классиков: В,Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Д. Чимароза, К. Глюк

• Окончательно сформировался состав симфонического оркестра, в который вошли 4 группы инструментов и литавры. Больше всех в формирование симфонического оркестра повлиял Й. Гайдн.

Музыкальные формы : симфония, увертюра, вариация, классическая соната, самый любимый менуэт.

А. Ю. исполняет на аккордеоне Д. Чимароза Соната До мажор

В одной встрече невозможно охватить все периоды в музыке. Для этого необходимо продолжить рассказ и знакомство с музыкальными эпохами на другом заседании клуба. До новой встречи.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки»Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки» Мероприятие в начальной школе "Деревенские посиделки"Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ.

Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация», посвященного Дню музыки Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Основные задачи: — развить.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Азбука здоровья» Выполнила Симонова Ольга Николаевна, воспитатель ГПД МБОУ СШ № 6 им. А. С. Макаренко «Азбука здоровья» Цель: развитие у детей потребности.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!»Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!» Сценарий внеклассного мероприятия «Берегите первоцветы!» Цель: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры,.

Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети»Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети» Цель: Приобщить детей к театральной культуре. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Цель: • сплочение классного коллектива, развитие.

Сценарий внеклассного мероприятия «Прощание с азбукой» Цель: показать значимость полученных за период обучения грамоте знаний; обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении.

Сценарий внеклассного мероприятия «Спасибо прадеду за победу!» с участием детей 1 классов ГПДСценарий внеклассного мероприятия «Спасибо прадеду за победу!» с участием детей 1 классов ГПД Сценарий внеклассного мероприятия «Спасибо прадеду за победу!» Ход мероприятия. Ведущая: День Победы – замечательный праздник, который.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-х классов «Мама, папа, я — спортивная семья»Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-х классов «Мама, папа, я — спортивная семья» Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-х классов «Папа, мама, я- спортивная семья!» Автор: Набиева Альфия Равильевна учитель физической.

Сценарий выпускного праздника в дошкольном отделении Выпускной праздник группы «Звездочка» в ГБОУ школа № 275 (ДО) Красносельского района Подготовила Савельева Любовь Степановна. Перед праздником.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Образы старинной музыки». Сценарий внеклассного мероприятия в ДШИ на народном отделении
Опубликовано: 18 августа 2023 в 14:02
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Образы старинной музыки». Сценарий внеклассного мероприятия в ДШИ на народном отделении» (включая файлы) размещена пользователем Алла Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД