сижажева светлана
Обратная пластилинография
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир пластилина. Обратная пластилинография.
Сегодня в цивилизованных странах нет ни одного человека, который бы не знал о пластилине и хотя бы раз не держал этот материал для рукоделия в своих руках. С лепкой из пластилина многие из нас знакомы еще с детского сада, и в этом нет ничего удивительного, ведь данный материал признан одним из лучших для развития важных в процессе взросления и формирования личности ребенка качеств и навыков: начиная от мелкой моторики и заканчивая критическим мышлением. На сегодняшний день сфера использования пластилина невероятно обширна.
Публикация «Обратная пластилинография» размещена в разделах
- Обратная пластилинография на прозрачных крышках
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
Его применяют:
- в детских садах для развития мелкой моторики воспитанников и их знакомства с окружающим миром;
- в сфере моделирования;
- в качестве материала для рукоделия (популярность такого хобби, как пластилиновая лепка, и сегодня продолжает расти);
- в мультипликации и многих других сферах человеческой жизнедеятельности.
Однако, хотя сегодня данный материал и используется в качестве инструмента для эффективных образовательных программ для детей дошкольного возраста, история появления пластилина не имеет никакого отношения ни к образованию, ни к рукоделию в целом. Несмотря на более чем вековое существование пластилина его популярность продолжает расти, а области применения только расширяются. Кроме того, различные поделки, композиции и прочие изделия из этого материала неоднократно попадали в книгу рекордов Гиннесса.
Пластилин – чудесный уникальный материал для творчества, известный каждому с детства. Однако не каждый знает историю появления пластилина, который был создан в 19 веке, благодаря экспериментам преподавателя британской школы искусств Вильяма Харбутта. Авторство изобретения является спорным. Официально признанным автором является британец William Harbutt, который в 1899 получил патент на незасыхающую пластичную глину под названием «Plasticine». Однако несколько ранее, в 1880 году было запатентовано схожее и по составу, и по названию, изобретение: автором модельной массы «Plastilin» стал фармацевт из Германии Franz Kolb. Поскольку общественное признание за создание пластилина все же осталось за англичанином Вильямом Харбуттом, расскажем именно его историю.
Пластилин появился в результате постоянного экспериментирования автора, работавшего над простым и практичным материалом для моделирования. Вильям бы преподавателем школы искусств, и его целью было создание для студентов такого материала, который бы, в отличие от застывающей глины, можно было применять многократно. Однако получившаяся у Харбутта пластичная масса очень полюбилась и его собственным детям, которые заполнили пластилиновыми изделиями буквально весь дом.
Пластилин создавался в образовательных целях, но он настолько понравился и семье Харбутта, что преподаватель стал подумывать о его коммерческом применении. Целью автора было дать возможность и другим детям насладиться лепкой из этого прекрасного материала. Первоначально пластилин был только одного цвета – серого. После того, как продукт был запатентован, он поступил в продажу в четырех различных цветах. В настоящее время можно купить детский пластилин, имеющий куда более богатую цветовую гамму.
Первая же фабрика по изготовлению пластилина была основана Харбуттом уже через пару лет после его открытия и просуществовала до 1968 года, когда из-за пожара производство было перенесено в Таиланд. Что же касается второго изобретателя Франца Колба, то его оригинальный изготовленный по его рецептуре материал для лепки можно найти в продаже и сегодня под названием «Мюнхенский художественный пластилин».
Классический рецепт пластилина – глиняный порошок, животные жиры, воск, красящие ферменты, а также другие компоненты, препятствующие высыханию. Однако сейчас, помимо классических вариаций, под названием «пластилин» выпускаются самые разные составы. Например, можно купить мягкий пластилин для лепки, который идеально подходит для малышей. Есть безопасный пластилин на растительной основе, не имеющий добавок, способных повредить малышу при попадании в рот. Выпускается скульптурный пластилин и пластилин для обжига. Без сомнения, с появлением такого чудесного материала, как пластилин, мир стал намного богаче и интереснее.
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Актуальность состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Практическая значимость: способствует развитию творческих способностей и психических процессов: внимание, память, мышление; способствует развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей; планированию своей работы и умению доводить её до конца.
Цель: амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта детей дошкольного возраста через внедрение технологии пластилинография.
Задачи:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание);
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира
- воспитывать у детей интерес к художественной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности. В данной технике работы работают в
основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте, дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями.
Обратная пластилинография - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые - пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.
Контурная пластилинография - изображение предмета при помощи жгутиков. Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф). Барельеф (низкий рельеф) Барельеф -распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Ход работы.
За основу, в основном, используют стекло, а также плотный, прозрачный материал, например, упаковка от кукол или других игрушек, или, как у нас, прозрачные крышечки (от сметаны, меда, йогурта и т. д.)
Этап работы:
1. Приклеиваем картинку-шаблон с ЛИЦЕВОЙ стороны работы. Всю работу мы будем выполнять с обратной, изнаночной стороны, и когда перевернем работу и отклеим шаблон, получим готовый витраж.
2. Стекло или любую прозрачную пластиковую поверхность, заполняем цветным мягким пластилином.
3. Берем лист цветного картона, аккуратно цветной стороной накрываем на пластилиновую картинку, нажимаем и переворачиваем.
4. Отклеиваем шаблон, смотрим, что получается.
Наши работы выполнены в технике – обратная пластилинография, с использованием таких приемов как: раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, прощипывание, заглаживание, надавливание и размазывание.
Ожидаемые результаты :
Овладение техникой росписи по стеклу; разрабатывание несложных композиции декоративного оформления; выполнение работы по образцу. Также дети будут знать названия используемых инструментов и материалов; работать бережно, аккуратно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
Выводы:
Техника пластилинография поможет детям дошкольного возраста сосредоточить внимание на тонких операциях, приучит к аккуратности и точности и просто доставит огромное удовольствие, а так как кончики пальцев связаны с речевыми центрами, то пластилиновая живопись поспособствует еще и общему развитию. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют собой большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного дальнейшего обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Пластилинография развивает объемное видение и глазомер. Изделия, которые ребенок делает из пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и размеру объекта.
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Развитие мелкой моторики рук: М. :ТЦ Сфера,2016. С-265.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. :
Издательство «Скрипторий», 2015. С-265.
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн: пластилинография». 2013. С-270.
4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн-2: поделки из бросового материала»;
2013. С-299.
5. Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам Пластинография. 2016. С-172.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2012. С-99
7. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском
саду. Пластинография. 2014. С-272.