Анна Шевко
Об эффективных компонентах здоровьесберегающей системы в режиме дня воспитанников дошкольного возраста
Укрепление соматического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.
Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Об эффективных компонентах здоровьесберегающей системы в режиме дня воспитанников дошкольного возраста» размещена в разделах
- День воспитателя и всех дошкольных работников, 27 сентября
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Приоритетным направлением в своей работе считаю подготовку детей к здоровому образу жизни через здоровьесберегающие технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования: сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В своей практической деятельности применяю различные виды здоровьесберегающих технологий:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Моя задача, как воспитателя дошкольного образования, заключается в том, чтобы при подготовке к занятию продумывать не только познавательный материал, но и построить занятие так, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.
Главным условием успешной образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время занятия провожу динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Неотъемлемым компонентом любого познавательного занятия является пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз, провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения использую наглядный материал. Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Также использую в своей практической деятельности логоритмические упражнения, рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
В процессе организованной деятельности детей мной используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и и. т. д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Музыкально-подвижные игры применяю практически на всех занятиях, использую приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Большое внимание уделяю выполнению санитарных норм и правил:
режиму проветривания;
уровню освещения;
чёткому выполнению режима дня;
контролю за осанкой детей;
отсутствию травмоопасных объектов в группе и на участке детского сада;
соответствию двигательного режима и отдыха. Перерывы между занятиями составляют 10-12 минут, где предлагаю детям игры средней и малой подвижности.
Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения.
Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении я уделяю большое внимание созданию здоровьесберегающего пространства. В группе оборудован физкультурный уголок, для развития физических качеств, который способствует формированию двигательных умений и навыков. Оборудование уголка постоянно пополняется нестандартным физкультурным оборудованием. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции.
Технологии обучения здоровому образу жизни – это в первую очередь воспитание валеологической культуры и культуры здоровья детей, становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-8 мин. обязательно с музыкальным сопровождением. У воспитанников при этом формируются ритмические умения и навыки. Ежедневно после дневного сна в течение 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, умывание. Ежедневно после обеда дети чистят зубы, полощут рот после каждого приёма пищи.
Эффективно использую в своей работе самомассаж, он способствует не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики. Самомассаж провожу в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Широко использую разнообразный активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого я провожу занятия, беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т. д.
С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства УДО и семьи, использую разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, мастер-классы, консультации, участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах, которые проходят на базе детского сада. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.
Коррекционные технологии
В работе использую артикуляционную гимнастику, различные речевые упражнения и игры для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения, помогающие быстрее исправить сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты слуха и звукопроизношения, занимается учитель-дефектолог.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации у педагогов и родителей, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у воспитанников – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых эффективных и перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения детей дошкольного возраста, без ущерба для их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Использованная литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
№ 243З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126З).
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от
29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».
3. Шебекова, В. В. Воспитание ребёнка как субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности [Текст] / В. В. Шебекова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5