Елена Харченко
Повышение интереса к чтению у младших школьников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель начальных классов
МБОУ «Среднеикорецкая СОШ»
Харченко Елена Сергеевна
Жизнь современных школьников невозможно представить без смартфонов, компьютеров, планшетов. К сожалению, это привело к снижению интересов к чтению. Изучение учебных предметов предполагает работу с текстом, как самостоятельную, так и коллективную. В связи с этим одной из основных задач, стоящей перед учителем и учеником, является формирование осознанного навыка чтения.
Публикация «Повышение интереса к чтению у младших школьников (из опыта работы)» размещена в разделах
The life of modern students is impossible to imagine without smartphones, computers, tablets. Unfortunately, this led to a decrease in interest in reading. The study of academic subjects involves working with the text, both independent and collective. In this regard, one of the main tasks facing the teacher and student is the formation of a conscious reading skill.
Одной из проблем детей является отсутствие интереса к книге и не желание самостоятельно добывать знания. Практика показывает, если в семье с первых дней жизни родители читают ребенку, учат с ним стихи, рассматривают картинки, обсуждают прочитанное, то и ребенок проявляет интерес к чтению.
Дети очень эмоционально относятся к совместному со взрослыми прочтению книжек. При этом большинство из них сами стремятся научиться читать как старшие, стараются подражать, радуются первым прочитанным словам. В этом возрасте ни дня не проходит без сказок, поговорок, книжек-игрушек. Проводя опрос среди родителей 1-2 классов, выяснили, что лишь 18 % родителей прививали интерес к чтению. Исходя из этого одной из задач учителя является формирование осознанного, беглого, выразительного чтения.
Какими приемы можно использовать для выполнения поставленной задачи?
Формирование интереса зависит от :
• новизна;
• связь с жизненными ситуациями;
• практическoе применение знаний;
• сoревнование;
• работа в группе и в парах;
• уроки в нетрадициoнной форме;
• создание ситуаций успеха;
В своей работе я ставлю на первое место качественное обучение ребёнка чтению целыми словами. Это происходит на уроках обучения грамоте через игры и упражнения. Параллельно вместе с детьми работаем над наработкой быстроты чтения. В классе регулярно ведём экран соревнования (мониторинг) темпа чтения и понимания прочитанного. Дети очень любят наблюдать за своим ростом скорости чтения, самостоятельно ведут запись в экране соревнований.
Далее продолжаю систематическую и целенаправленную работу для повышения интереса к чтению через детскую книгу. В нашей классной библиотеке всегда стоят яркие и интересные по содержанию книги. Они обновляются регулярно: что-то приносят сами дети, иногда помогает родительский комитет, чаще всего берём нужные книги из школьной библиотеки. Среди них могут оказаться книги в старом переплёте. На такие книги обращаем особое внимание. Ведь в них имеется какая-то загадочная книжная душа. Эта книга уже стала настоящим другом для детей нашего класса.
В каждой книге стараемся найти что-то необычное, интересное и неожиданное, что даже слабые незаинтересованные в чтении дети проявляют интерес.
Рекомендую книги для чтения по интересам детей, так как дети не всегда могут выбрать себе правильно книгу.
Когда мы читаем?
- несколько минут на каждом уроке, каждый день;
- в группе после уроков;
- читаем в любом месте;
- в любое свободное время;
Как читаем?
- выбираем удобное и уютное место;
-читаем вслух, про себя, по ролям, с интонацией, эмоционально;
- находим и приносим в класс самые интересные книги;
- перечитываем любимые книги;
- проводим литературные игры.
Какие только виды работ не приходится выдумывать, чтобы дети читали с интересом :
Слушание записи с образцовым чтением артиста
Показательные чтения лучших учеников
Инсценирование
Выборочное чтение текста или отрывка
Чтение самого красивого места в тексте
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Нахождение в тексте самого длинного слова
Чтение с пометками непонятных слов
Рисование и фантазирование по прочитанному
Обсуждение прочитанного
Обязательно поощряю чтение детей когда это только возможно.
Моя роль, как учителя, в развитии интереса детей к чтению главная. Эта работа сплачивает детей, родителей и учителя в дружную семью, в которой чтение книг становится увлекательным занятием.
Список использованной литературы
Соболева А. Е. Чтение с увлечением. М. :2009.-128 с.
Лутова Т. Н. «Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников». Н. Новгород, 2006.- 124с.