Дарина Иванова
Родительское собрание «Нужно ли детей учить играть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Нужно ли детей учить играть?»
(слайд 1)
1. Вступление.
- Здравствуйте уважаемые родители. Рада приветствовать вас на родительском собрании. (Слайд 2)
Упражнение «Связующая нить»
Публикация «Родительское собрание „Нужно ли детей учить играть?“» размещена в разделах
- Попрошу всех участников выйти на середину и образовать единый круг. У меня в руке ниточка. Сейчас я передам ниточку одному из Вас, другой конец нити будем передавать по кругу, постепенно разматывая её и произнося следующие слова: «Здравствуйте, меня зовут…
Определение темы собрания.
– Вот так, как этой нитью, все мы сегодня связаны общей темой. Наше собрание посвящено сегодня важной теме: «Нужно ли учить детей играть?» Предлагаю присесть на стулья.
Основная часть
- У Вас на столах стоят детские игры. Предлагаю поиграть в эти игры самостоятельно. (Родители не понимают, как играть в эти игры).
- Я вижу, что вам не понятно, как играть в эти игры. Можно сделать простой вывод, что мало купить игру, в нее нужно научить играть. И наших детей НУЖНО УЧИТЬ ИГРАТЬ! (Слайд 3)
Наверное, многие из вас задумываются о том, как мы проводим вместе время с детьми. Да и наше время особенное. Дети увлечены телевидением, планшетами, телефонами, много и других прелестей… Мы все так заняты. Работа, карьера, финансовые проблемы – все не очень просто. Вот поэтому и хочется сегодня поговорить о том, пусть небольшом времени, которое мы сможем уделить нашим детям – нужно ли с ребенком играть или достаточно просто купить ему хорошие игрушки, отвести на площадку или в детский сад, где он сможет побегать с ровесниками?
В современном мире встал вопрос о необходимости обучения игре. Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе, и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так — очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.
Почему же сегодня возникает потребность в том, чтобы взрослые учили ребенка играть? Дело в том, что в период нашего детства не было такой потребности. Мама читала, или водила в театр. В лучшем случае делала для ребенка или с ребенком игрушки. Папа, конечно, мог повозиться с детьми, выйти покататься с ними на горке. Но это вряд ли можно назвать «обучением игре».
Дети обучались играм сами — в так называемых дворОвых сообществах или у своих братьев и сестер. Дети разного возраста играли вместе в парках и на площадках, и младшие перенимали игровые моменты у старших.
На сегодняшний день мы констатируем: изменилась социальная среда. Многодетные семьи стали редкостью (это ситуация начала изменятся лишь в последние несколько лет). Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр: хотим мы или нет, а придется с ней считаться.
Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Первоначально мотивы игры зарождаются у малыша не сами по себе — их опять-таки предлагает взрослый, который создает и обстановку игры. Ребенок учится замещать один предмет другим или обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрослого.
Если же ребенка не обучать игре, то она так и останется на уровне предметной деятельности. Одна из причин, по которой ребенок задерживается на этой стадии, в том, что он его никто не научил планировать игру.
Еще одно из последствий не умения ребенка играть – это жадность, агрессивность, плаксивость. Причинами такого поведение является отсутствие коммуникативных навыков и не умения взаимодействовать. Ну, представьте, ребенок три года своей жизни жил в уюте и комфорте. Его окружало множество игрушек. Он мог с ними делать, что душе угодно. Ни с кем делиться ему не приходилось. Тут спустя три года ребенка ведут в детский сад. Он попадает в детский коллектив, где еще двадцать человек таких же детей. Тут то и возникают конфликтные ситуации для него. Оказывается, не только он хочет поиграть с этой куклой/машинкой/кубиками. И чтобы заполучить игрушку ребенок прибегает к таким методам, как плач, крик, ор или агрессия, например, отняв игрушку у другого ребенка. И это происходит не потому, что ребенок плохой, агрессивный, невоспитанный, а потому что он просто не умеет по-другому. Он не знает, что можно играть с игрушкой вдвоем/втроем и что вместе играть намного интересней, чем одному.
Но ведь в школе эти проблемы, связанные с игрой дошкольников, еще больше обостряются! Не умеющие играть дети не знают, чем занять себя на переменах.
Так играть или не играть? Думаю, ответ очевиден и однозначен. Играть! Много, разнообразно и с удовольствием! Приятно и полезно проводить время с ребенком, тем самым делая бесценный вклад в будущее ребенка и просто в его хорошее самочувствие и радостное настроение. Ведь кому, как не вам, понятно, как все это важно для развития полноценной и гармоничной личности!
Научить детей играть – значит научить детей жить! (Слайд 4)
- А сейчас я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то положите фишку оранжевого цвета, не всегда – зеленого, никогда – желтого.
Вопросы:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю ребенку о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение: Если на вашем столе больше оранжевых фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Вы играете с ребёнком на равных. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
- Предлагаю Вам «Блиц опрос». (Слайд 5) Возьмите по одной карточке. На каждой карточке Вам предложен вопрос в рамках темы собрания. (какие игры любит играть их ребенок, кто с ним обычно играет и т. п.). Родители отвечают на вопросы, идет обсуждение и обмен опытом.
- Но во время игры с ребенком, вы можете попасть в ловушки, совершить ошибки, сами не подозревая этого. Предлагаю вам карточки, на которых написаны самые частые ошибки.
«Ловушки, в которые попадают взрослые во время игры» (Слайд 6)
Ошибка № 1 «Увлечен игрой, а не ребенком»
Родители так увлекаются игрой, что игнорируют ребенка и доминируют в действиях. Ребенок наблюдает, как играет взрослый. Участвуя в игре, ребенок как зритель, теряет интерес.
Совет: попытайтесь сосредоточиться на ребенке, представьте, что вы – внимательная публика, расслабьтесь и наблюдайте за тем, как старается ваш ребенок, с энтузиазмом хвалите его старания.
Ошибка № 2 «Берет лидерство в игре на себя»
Родители во время игры стараются ее специально организовать, выстраивают целую цепочку указаний: как правильно построить крепость, кормить куклу или нарисовать цветок. Им очень важен результат игры, ее «правильность»
Совет: стремитесь следовать за ребенком, за его идеями и воображением, а не навязывать свои собственные представления. Не организуйте его деятельность, отдавая указания, и не пытайтесь всему учить.
Ошибка № 3 «Критикует и исправляет игру ребенка»
Понаблюдайте за собой, сколько раз вы говорите ребенку во время игры: «Нет, это сюда не подходит! «Так делать неправильно!» Вместо поощрения игры, взрослый показывает идеал игры.
Из- за критических замечаний, исправлений, игра ребенку кажется трудной.
Совет: не оценивайте, не поправляйте детей и не спорьте во время игры. Поощряйте фантазии и творческие способности вашего ребенка. Не забывайте, что детская игра не должна быть правильной в вашем представлении. Лучше скажите ребенку: «Ты придумал свою собственную игру. Как интересно!»
Ошибка № 4 «Во всем помогать ребенку в игре»
Иногда дети во время игр задают много вопросов, что и как делать: «А можно я это машинкой поиграю?» «Куда теперь поставить кубик?» или «Принеси мне воды для краски!». Родители спешат на помощь и тогда, когда ребенок их об этом не просит. Представьте, ребенок пытается закрыть коробку крышкой, а у него не получается. Его мама говорит: «Давай, я сделаю!»
Совет: сдерживайте желание во всем помогать ребенку и принимать за него решения. Побуждайте его самостоятельно решать проблемы. На детские просьбы о помощи сообщайте, что верите в него.
- Большое спасибо за участие!
Игры на кухне. (Слайд 7) - А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Для вас мы приготовили мешочек. Каждый вытащит по одному предмету, и мы вместе подумаем чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают из мешка предметы). 1. «Тесто» Лепите все, что захочется. 2. «Макаронные изделия» Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. 4. «Манка и фасоль» Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки. 5. «Горох» Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль 6. «Геркулес» Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт. 7. «Различные мелкие крупы» Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой. 9. «Одноразовые стаканчики» Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
Игра кроется во всех предметах быта и на улице, рядом с нами.
- Вот и подходит наша встреча к концу. Каждому из вас я даю волшебное зерно знаний (яйцо из-под киндера). Раскройте его и прочитайте что там написано. Родители раскрывают скорлупки, а в них рекомендации по организации игр.
- (Слайд 8) Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания : «Нужно ли детей учить играть».А эти буклеты помогут Вам в организации совместных игр. (раздать буклеты). (Слайд 9)