Марченко Анна
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать +Заказ
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями. Мы видим, как меняется интеллектуальное, духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. И не секрет, что дети получают крайне разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен. В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили те самые главные человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. Поэтому сегодня мы еще раз должны обратить на это внимание.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Работа по этому направлению должна начинаться в дошкольном возрасте со знакомства детей с нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе.
Период дошкольного детства является для ребенка одним из основных этапов постижения культуры и становления личности. Поэтому основной задачей у педагога является приобщение детей к культурному наследию социума. Поддержание гармонии в обществе, в том числе и в детской среде, возможно только на основе формирования нравственного воспитания, начиная с младшего возраста;
Нравственное воспитание – это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, это систематическая работа, которая должна проходить в совместной деятельности педагогов, родителей и детей, положительно воздействует на процесс воспитания.
Актуальность этой темы связано с тем, что в обществе существует ряд проблем: снижение интереса и уважения к истории своей страны, к обычаям и традициям своего народа, и чаще всего поверхностные представления о русской культуре, ослабление стремления к привлечению детей к добру, красоте и человечности.
Еще из давних времен многим ученым, педагогам было очевидно, что качество жизни народа зависит от нравственности. Проблема нравственного воспитания волновала педагогов с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным считали только того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. В разные исторические периоды жизни выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.
Так, философ-идеалист Сократ (469-399 г. г. до н. э, считал, что существуют всеобщие и неизменные понятия. Целью воспитания, по его мнению, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э., в области нравственного воспитания выдвигал в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания.
Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и других.
Русские просветители А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для развития гармоничной личности.
В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова и другие.
Таким образом, тема нравственного воспитания актуальна во все времена.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью различных видов и жанров искусства. Это музыка, живопись, танец, поэзия, театр. Музыка является одним из действенных средств, которое благотворно влияет на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Благодаря музыке дети знакомятся с важными общественными событиями, поступками, переживаниями людей.
В организованном детском коллективе в дошкольных учреждениях, при систематичном, целенаправленном формировании высоконравственной личности происходит воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Педагоги готовят детей к жизни, труду, учат ребят быть честными, добрыми, учат любить Родину, закладывают желание трудиться.
Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Именно на музыкальном занятии формируется отношение к окружающему миру, положительные качества у детей. Именно посредством музыкального воспитания дети учатся сопереживать, переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, учатся видеть прекрасное в окружающей жизни. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, она развивает воображение, развивает ребенка умственно, является сильнейшим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности.
Музыкальные занятия проводятся в соответствии с общими педагогическими требованиями, в них сочетаются разные виды деятельности (слушание музыки; пение; музыкально-ритмические движения). На музыкальных занятиях можно сформировать у детей эстетический вкус, вызвать поток эмоций и с их помощью проникнуть во внутренний мир ребёнка, благотворно влиять на формирование доброты, честности, уважительного отношения к окружающим. На музыкальных занятиях убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир.
В течении одного занятия дети знакомятся с различной музыкой по характеру, настроению. Учитывая возрастные особенности детей, музыкальный материал на занятии воспитывает в детях любовь к родным, к себе, к своей Родине. Например, в младшем возрасте дети учатся укладывать куклу («Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Колыбельная» муз. М. Красева», учатся любить животных («Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Серый зайчик умывается» муз. М. Красева, сл. В. Мирович). В старшем дошкольном возрасте знакомятся с артистами цирка (пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, с музыкой разных народов («Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского, учатся дружить («Мы дружные ребята» муз. С. Разоренова, любить свою Родины («Моя Россия» Г. Струве)
Нравственное воспитание на музыкальных занятиях происходит в процессе слушания, когда дети, воспринимая музыкальный материал, начинают сопереживать, например, дети с интересом слушают произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», вовлекаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского, особенно, если они сопровождаются музыкальными клипами и показом репродукций великих художников на тему «Природа и музыка».
Так же являются одним из видов музыкальной деятельности-музыкальные игры. Например, такие игры, как: «Золотые ворота», «Гори, ясно», развивают и формируют нравственные качества ребенка.
Театрализация сказок («Теремок», «Колобок» и др., инсценирование песен («Как и наших у ворот», помогают детям выразить свои эмоции, показать свои творческие способности.
С помощью правильного подбора репертуара для исполнения песен, игр, танцев, музицирования, воспитываем чувство патриотизма, умение видеть и чувствовать красоту в мире, нравственные и эстетические чувства. Знакомим детей с народным фольклором, с традиционной подготовкой и проведением календарных праздников.
Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. В процессе ритмических движений учатся уважению к партнерам в танце (как правильно пригласить девочку на танец, как отвести ее на свое место, в играх воспитывается чувство коллективизма.
Если взрослые в детском возрасте не объяснят ребёнку, что такое добро, милосердие, сострадание, то страшно представить, как может сложиться их судьба…
Следовательно, работа по нравственному воспитанию должна быть систематичной, целенаправленной и охватывать все виды и формы музыкальной деятельности дошкольников. Музыка оказывает мощное воздействие на нравственное воспитание, способствует успешному участию ребенка в других видах деятельности, в адаптации к межличностному общению.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» - учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М. : Просвещение, 1983.
2. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна: Феникс Плюс, 2011.
3. «Музыкальное воспитание : поиски и находки» Кавинина О., Зац Л. М., 2001;
4. «Музыка для здоровья» Овчинникова Т. Н. М., 2000;
5. «Музыкальное воспитание в детском саду» Давыдова М. А. М., 2006