Анна Афанасьева
Нравственная готовность ребенка к обучению школе
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственная готовность к школе
В детском саду, в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возни-кают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. В последние годы родители, да и воспитатели чаще всего это вопрос решают односторон-не, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математи-ческие знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот этого как раз и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовно-сти детей к школьному обучению.
Публикация «Нравственная готовность ребенка к обучению школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельно-сти нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, само-стоятельность, инициативность.
Организованность. Она проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей
.приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т. д.
Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного по-ведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивиду-альностью ребенка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием.
Внук бросает бабушке упрек: «Зачем ты убрала мою комнату? Теперь ничего не най-дешь!»
- Мама, у нас сегодня будут гости?- спрашивает восьмилетний сын.
-Нет.
-Тогда я не буду убирать постель.
На требование матери навести в своей комнате порядок дочь отвечает: «Мне сегодня не хочется, я завтра уберу». Назавтра все повторяется.
Какие правила организованной жизни не сформированы у детей в этой семье?
Каждой вещи свое место. Это определяет четкость организации любого дела, ненуж-ность суеты, авральных уборок и наведения порядка. Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. В выполнении этого правила нет исключений ни при каких обстоятельствах. Его игнориро-вание отрицательно сказывается на общем порядке в доме и самочувствии всех членов семьи.
А как же самостоятельность детей? Она проявляется в том, что ребята сами определяют место каждой вещи, порядок и интерьер своего уголка или комнаты.
Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех ее членов, в том числе и ребенка. Это относится прежде всего к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:
вставай, ешь, гуляй в одно и тоже время;
умей занять себя интересным делом;
чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;
найди время для общих интересных дел и труда;
старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, уби-рай сразу все на место, аккуратно ешь и др.)
Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни (если он посещает детский сад). Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нару-шается. Это касается как изменения времени сна, приема пищи, других режимных момен-тов, так и содержания детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.
В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться, и, соответ-ственно, уровень ее развития различен. Это зависит, с одной стороны, от характера инди-видуального развития под воздействием семьи, с другой стороны, от тех требований, ко-торые предъявляются ребенку в детском саду. К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особо важное значение в подготовке к школьному обучению : ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Это каче-ство особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить
внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:
уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявлению самостоятельности и творчества;
поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблаго-дарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.
Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является само-стоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в дет-ском саду.
Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную дея-тельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испыты-вают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.
Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.
Своевременное приучение дошкольников к выполнению обязанностей в детском саду и семье предупреждает возникновение безответственности, воспитывает у ребенка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учебы в школе.
Раннее включение детей в различный домашний труд делает жизнь ребенка более пол-ной, интересной. Он приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени нуждается в помощи взрослых, усваивает полезные практические навы-ки, учится дорожить временем, по-новому оценивает труд окружающих, приучается ви-деть свое участие в общем деле.
В семье постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть следующие: ежеднев-но поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем иг-ровом уголке, стирать передник, майку, носки, помогать взрослым в приготовлении зав-трака, обеда, ужина (поставить на стол посуду, нарезать вареные овощи, положить бу-мажные салфетки и др.). Родителям важно проследить, чтобы ребенок делал это с соблю-дением гигиенических правил.
Требуется планомерная воспитательная работа, и прежде всего разъяснение детям не-обходимости выполнения обязанностей, создание условий для приобретения опыта, уме-ний, сноровки. И всегда рядом взрослый – поддержит, одобрит, поможет.
Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится привычной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детей к школьному обуче-нию.
Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обя-занности учащегося, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим со-бой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, по-чему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.
Каждый ребенок 6-7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в дет-ских высказываниях: «хочу учиться», «хочу в школу», «буду хорошо учиться», в детских вопросах: «Какая учительница?», «Что мы будем делать в школе?», «Учительница стро-гая?». Поддерживая такую заинтересованность, родители рассказывают о том, как много нового дети узнают в школе, как полезно учиться. Но, к сожалению, иногда желание по-скорее сесть за парту пропадает («не хочу идти в школу», «играть хочу», «скучно»). Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе как к серьезной деятельности, важной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, учебники и т. п.
Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной нравственной готовности к школе : умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и в ней «каждый за себя». Но успешная и плодотворная для всех школьная жизнь не ограничивается рамками урока, в ней всегда есть место и взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям.
Взрослому следует показывать примеры своевременной помощи, проявления внимания к членам семьи, близким людям («у бабушки – день рождения, напишем вместе ей по-здравительное письмо», «скоро мамин праздник, поставим в вазу несколько веточек, что-бы они распустились к этому дню», «принесем букетик цветов для мамы – ей будет при-ятно», «помоги младшему братишке починить игрушку» и т. д.).
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержани-ем предстоящего занятия.
Основная воспитательная задача в процессе подготовки дошкольников к занятиям – формирование у детей навыков организованного поведения.
К моменту поступления в подготовительную к школе группу у детей должны быть в значительной мере сформированы навыки организованного поведения. Полностью отпа-дает необходимость приглашать дошкольников собираться вокруг воспитателя, чтобы они могли привести себя в порядок и настроиться на учебную деятельность. Педагог учит воспитанников соблюдать тишину и порядок, когда они рассаживаются по местам. Воспитатель вводит новое правило и мотивирует его: «Когда вы будете садиться за столы, не надо разговаривать. Вы же двигаете стульчиками, и от этого уже становится шумно. Мы с вами теперь будем учиться садиться так, чтобы и в школе вы могли делать это правильно».
В первой половине учебного года дети довольно быстро овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы спокойно садиться за столы и сосредоточивать внимание на учебном задании или обращении воспитателя. Они становятся требовательны к поведению друг друга. Педагог поддерживает эту требовательность.
Например, Саша, отодвигая стул, везет его по полу. К мальчику обращается Рита: «Са-ша, вот так надо проходить к столу». (Показывает, как нужно отодвинуть стул.) Саша не обращает внимания на слова Риты. Воспитатель: «Саша, Рита тебе правильный совет дала, надо послушать ее, ведь она хотела тебе помочь».
Чтобы закрепить навыки, освоенные детьми, воспитатель использует одобрение, похва-лу; подчеркивает, что умение выполнять установленные правила позволяет быстрее на-чать заниматься, побольше узнать, лучше нарисовать и т. д., что в дальнейшем оно пона-добится для успешной учебы в школе.
Во втором полугодии организационная часть перед занятием должна еще больше сокра-титься. К поведению детей предъявляются более жесткие требования. Педагог добивается, чтобы воспитанники сразу по его предложению подходили к столам; были сосредоточены и внимательны, сдержанны и тактичны по отношению друг к другу. Он мотивирует необходимость приобретения таких навыков предстоящим поступлением в школу :
- Через несколько месяцев вы пойдете в школу. Мне очень хочется знать, сможете ли вы весь урок соблюдать порядок, быть внимательными, чтобы никому из вас учительница не делала замечаний.
Данный мотив оказывает большое влияние на детей, повышает их организованность. Практика показывает, что на данном этапе подготовка к занятию почти не занимает вре-мени. Это объясняется тем, что у дошкольников сформированы умение выбирать деятель-ность перед занятием с учетом того, чтобы можно было быстро убрать игрушки, интерес к учебной деятельности. В единичных случаях нарушения правил воспитатель прибегает к напоминанию:
- Дети, вспомните, как надо сесть.
- Я сегодня не стала громко говорить «начинаем заниматься». Я решила посмотреть, кто из вас сам знает, что надо перестать разговаривать и сесть спокойно. Вы же видите, что я вас жду. Значит, надо привести себя в порядок, сесть прямо и слушать меня.
К концу учебного года меняется и характер оценок, обращений. Педагог выражает уве-ренность в том, что дети знают правила и умеют самостоятельно их выполнять:
- Ребята, мне уже стыдно вас успокаивать. Вы ведь стали старше и научились готовить-ся к занятию. Не надо об этом забывать.
- Почти все дети с первого раза услышали меня. Очень мне приятно это. Вы любите за-ниматься, умеете быстро готовиться к занятию. Молодцы!
Таким образом, в процессе воспитательной работы, осуществляемой при подготовке к занятиям, у дошкольников формируются навыки организованного поведения, ответствен-ное отношение к учебной деятельности, к требованиям педагога, положительное отноше-ние к сверстникам. Главным в работе педагога на всех возрастных этапах является сле-дующее:
а) формирование у детей представлений о занятиях как о значимой деятельности;
б) уважение к личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, формирование дружеских взаимоотношений в группе;
в) опора на имеющийся у детей опыт поведения;
г) постепенное повышение требований к детям;
д) разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.
Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, сам тон адресо-ванных к ним замечаний, умение педагога вводить то или иное правило внушительно и ненавязчиво, проявляя при этом уважение к ребенку, чуткость, понимание его состояния. Такой стиль педагогической работы позволяет установить в группе положительно-эмоциональную атмосферу, вызвать у детей желание поступать в соответствии с указа-ниями воспитателя.