Юлия Зайнулина
Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Переход России на инновационный путь развития
связан с масштабными инвестициями
в человеческий капитал.
Это наш абсолютный национальный приоритет.
В. В. Путин
В целях обеспечения высокого кaчествa и дoступнoсти дoшкольнoгo образования необходимо создание современной цифровой среды. Новые образовательные стандарты ставят перед системой образования задачу : подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Реализация данной задачи предусматривает изменение коммуникативной ситуации в учебном процессе, воплощение деятельностного, компетенностого подхода, использование интерактивных технологий обучения. Разработка и введение современных методов обучения предполагает использование таких средств обучения, как компьютерные технологии и цифровая образовательная среда.
Публикация «Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Современное образование представляет собой многоуровневую, интенсивно развивающуюся структуру, охваченную сложными социальными, политическими, экономическими процессами и взаимосвязями. Сфера образования динамична, поэтому подвержена постоянным изменениям.
Суть цифровой трансформации образования – движение к персонализации образовательного процесса на основе использования ЦТ. Ее главная особенность в том, что ЦТ помогают на деле использовать новые педагогические практики (новые модели организации и проведения учебной работы, которые ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности их осуществления средствами традиционных «бумажных» информационных технологий. В предстоящем десятилетии они помогут улучшить работу образовательных организаций. Эта станет возможным, благодаря новым достижениям в сфере информационных и коммуникационных технологий. [4, с. 20-21]
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России, с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей (законных представителей).
Цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации. Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребенка, становятся хорошим способом для самообучения, развивают произвольную память и концентрацию внимания дошкольника.
Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок был активен, увлечён и заинтересован во время образовательной деятельности. Помочь в решении этой непростой задачи может оказать сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. [1, с. 8]
В своей работе на занятиях и так же в свободной деятельности я использую ноутбук, телевизор и проектор. Хорошее качества и увеличенный размер иллюстраций, позволяет увеличить восприятие материала, что дает огромное преимущество перед печатными иллюстрациями и дает возможность делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
Помимо этого, ещё я использую цифровые технологии в работе с родителями, потому что современные родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных способов: сайт детского сада, страничка группы в Контакте, чаты в WhatsApp, электронная почта.
Далее рассмотрим области применения цифровых технологий педагогами ДОУ.
Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.
Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Отделом образования. [3]
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
Существуют множество цифровых устройств, применимых ДОУ. Это уже всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски. Но мы с вами всегда должны стремиться к лучшему, развиваться сами и развивать нашу образовательную среду.
Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения и даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее. Так же можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
Необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима, но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении. Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что мы дает детям.
Литература:
1. Мкртчян А. И., Хапаевой С. С. Развитие ребёнка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды : сборник трудов научно практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) / Под общ. ред. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – 52 с. ISBN 978-5-7017-2554-4. – Текст: электронный
2. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации : практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
3. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
4. Уваров, А. Ю. Образование в мире цифровых технологий : на пути к цифровой трансформации /А. Ю. – М. : ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с. – Текст: электронный