Елена Смирнова
Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ТНР (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР)»
Как учитель-логопед связан с изобразительной деятельностью?
Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает.
Дети с ТНР, это большая группа воспитанников, которая включает в себя такие речевые нарушения, как алалия, дизартрия, ринолалия, заикание, афазия
Для всех детей с ТНР характерны:
Публикация «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ТНР (ОНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
• Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.
• Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).
• Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию, нарушения счета (акалькулию).
• Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
• Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.
• Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.
• Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.
• Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.
Использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности в коррекционной работе с обучающимися с ТНР (ОНР) вызывает у детей обилие положительных эмоций, позволяет помочь ребёнку реализовать себя, поверить в свои силы, разнообразить и обогатить тактильный опыт, способствует развитию мелкой моторики рук, уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, повышается уровень зрительно-моторной координации, зрительной и тактильной памяти. Используя нетрадиционные технологии изобразительной деятельности учитель-логопед делает индивидуальные занятия более продуктивными, разнообразными, интересными для детей.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные технологии изобразительной деятельности :
Развитие направленной воздушной струи. Упражнение «Буря в стакане» становится интереснее и увлекательнее, если в воду добавить краску, а к получившимся пузырям приложить листок бумаги, затем вместе пофантазировать: «Что я вижу в пузырях?»
Продолжаем развивать воздушную струю: осенью мы с детьми дуем на листочки, которые получились методом оттиска с собранных на прогулке листьев.
Летом на помощь прилетают разноцветные бабочки, выполненные в технике предметной монотипии.
При автоматизации звуков ребёнку необходим зрительный и тактильный ориентир.
Звук Ш – рисунок на песке пальчиком рисуем змею, которая ползёт и шипит.
При автоматизации звука Ж. Жук жужжит над цветами выполненными аппликацией нитками.
Вводим в речь звук:
Ала-ала-ала-ла
На лугу звенит пчела
На лугу звенит пила
Ала-ала-ала-ла.
Пальчиками рисуем траву на лугу.
Работа логопеда заключается не только в постановке звуков. С детьми с ТНР проводится обширная работа по коррекции всех сторон речи, а так же обучение грамоте. На данном этапе нетрадиционные технологии изобразительной деятельности помогают закрепить зрительный образ звука – буквы.
*Аппликация буквы из конструктора, пуговиц, природного материала, бусин, мебельных заклёпок, вспененой бумаги т. д.
*Приём обрывания бумаги (цветная бумага, газеты и журналы)
*Аппликация буквы из скомканной бумаги.
*Рисование буквы скомканной бумагой
Таким образом применение нетрадиционных технологии изобразительной деятельности позволяет не допустить в логопедических занятиях однообразие и монотонность повторения речевого материала, способствуют закреплению полученных речевых навыков, помогают логопеду заинтересовать детей, удерживать внимание, мотивировать к достижению результата.