Наталья Кабанова
Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми раннего возраста от 1 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Нетрадиционные техники рисования,
используемые в работе с детьми раннего возраста (1-3 лет)»
Воспитатель:
Кабанова Наталья Валерьевна
Актуальность
Дошкольное детство – важнейший этап становления ребёнка. Этот период в жизни маленького человека короткий, но необычайно насыщенный приобретением знаний. Каждый день и каждый час даёт ребёнку что-то новое и неизведанное.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми раннего возраста от 1 до 3 лет» размещена в разделах
В период от 1 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребёнок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки или истории. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: нарисовать печенье для голодного котёнка или колобка для бабки с дедом. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить рисование в увлекательную игру.
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка, в процессе которого раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Для детей 1-3 лет нетрадиционные техники рисования хороши именно тем, что они не требуют высокоразвитых технических умений и дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств.
Цель нетрадиционных техник рисования : формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей 1-3 лет позволяет решать следующие задачи:
• знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
• сформировать у детей изобразительные навыки и умения;
• побудить желание рисовать, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
• проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает мелкую моторику рук;
Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Нетрадиционные техники рисования подразумевают использование материалов, и техник ранее не использовавшихся в изобразительной деятельности детей.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, создавать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы или отпечатки и получать забавный рисунок. Ребёнок 1-3 лет любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
Нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать в работе с детьми 1-3 лет :
• Рисование пальчиками;
• Рисование ладошкой;
• Рисование мятой бумагой;
• Рисование на пищевой плёнке;
• Оттиск поролоном или поролоновой губкой;
• Рисование ватными палочками;
• Рисование вилкой;
• Оттиск печатками из овощей и фруктов;
• Отпечатки листьями;
• Рисование пластиковыми бутылками;
• Рисование пеной;
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, влажные салфетки.
Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Печать от руки - очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, влажные салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или взрослый окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование пальчиками
Пальцевая живопись - очень простая техника рисования. Детям младшего возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, влажные салфетки.
Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование мятой бумагой.
это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо глубокая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, мятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и мятая бумага.
Рисование на пищевой плёнке.
Пищевую пленку натягивают на перевёрнутых между ножками стола и разглаживают, рисуют на самой пленке красками (акварелью или гуашью) с использованием кисточек или губки. Это очень увлекает, забавляет детей т. к дети рисуют не на обычных листах бумаги, а на плёнке. Учитывая то, что у малышей совсем нет опыта рисования, я не ставила перед собой задачу получить в результате занятия какого-то конкретного изображения.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: пищевая плёнка, краски (акварель или гуашь); кисточки или ватные палочки.
Способ получения изображения: на данном этапе важно было, чтобы ребенок получил радость от своей деятельности, научился не бояться обмакивать палец или кисточку в краску и наносить на пленку изображение только ему понятное: полосочка, кружок, точки. Большее удовольствие им доставляло полностью закрасить всю поверхность ладошкой и конечно испачкаться краской.
Оттиск поролоном или поролоновой губкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо глубокая тарелочка с гуашью, поролон или губка необходимой формы, плотная бумага любого цвета и размера.
Способ получения изображения: ребёнок опускает поролон или поролоновую губку в гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон или поролоновая губка.
Рисование ватными палочками
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Ребёнок раннего возраста опускает в гуашь кончик ватной палочки и наносит точки, пятнышки. Для другого цвета берётся новая палочка.
Средства выразительности: пятно, точка, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные палочки, небольшие листы, влажные салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кончик ватной палочки и наносит точки, пятнышки. Для другого цвета берётся новая палочка.
Рисование вилкой.
Казалось бы, простая одноразовая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи нее можно рисовать красками замечательные рисунки, этот метод даёт получить эффект иголок.
Средства выразительности: пятно, короткие линии, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, пластиковые вилки, шаблоны рисунка.
Способ получения изображения: ребёнок опускает конец вилки в тарелку с гуашью и наносит его на шаблон с рисунком, как бы раскрашивая рисунок.
Оттиск печатками из овощей и фруктов.
Средства выразительности: пятно, короткие линии, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, половинки: яблок, перца, моркови, патиссона, огурца.
Способ получения изображения:
Печати и штампы расширяют возможности ребенка – с ними без особых усилий даже годовалый малыш может создать красивую картинку. Это еще один интересный способ рисования, который будет еще интереснее, если использовать не совсем обычные штампы: например, штампы из яблок и других фруктов, из овощей. Ребёнок опускает половинку фрукта или овоща в краску и наносит на бумагу.
Отпечатки листьями.
Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.
Средства выразительности: печати от листьев, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, листья деревьев.
Способ получения изображения: ребёнок примакивает лист переносит его краской вниз на лист бумаги.
Рисование пластиковыми бутылками.
Рисование пластиковыми бутылками дает возможность создавать свои первые картины даже тем, кто пока не умеет держать в руках кисть.
Средства выразительности: пятнышки, цвет.
Материалы: пластиковые бутылки, тарелочки с гуашью.
Способ получения изображения: ребёнок опускает дно бутылки в тарелку с краской и переносит дно бутылки на лист бумаги.
Работа с родителями.
Мною был проведён мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с родителями и детьми «Рисование пеной для бритья».
Рисование пеной для бритья - процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах, вызывает у детей положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и воображение, позволяет экспериментировать с красками, цветом, дарит массу положительных эмоций, развивает мелкую моторику рук. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. В пену для бритья мы добавили краски жидкие (гуашь, клей ПВА (для застывания, и дети наносили пальчиками или ватными палочками «Пенную краску на готовые шаблоны музыкальных инструментов, а родители помогали им.
Перспективы: в дальнейшем планирую использовать песочную терапию как средство успешной адаптации детей раннего возраста; природным материалом (цветы, шишки, веточки)
Заключение:
С накопленным мною опытом я увидела, что каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование в деятельности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений, что так необходимо в раннем возрасте с года до трёх лет.
Использование нетрадиционных техник рисования – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Это приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Рисование нетрадиционными способами побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте с 1 до 3 лет, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.