ольга лебедева
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать +Заказ
«Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста и мастер – класс для родителей "
Подготовила и провела:Лебедева О. Б.
воспитатель 1 кв. категории
2021г.
Конспект мастер - класса
«Нетрадиционные техники рисования»
(Дата проведения 18 апреля; время проведения 17- 30)
Участники мастер – класса : родители и воспитанники 2 младшей группы.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, научить использовать, полученные знания в домашних условиях в совместной творческой деятельности с детьми, объяснить родителям значимость изобразительной творческой деятельности для всестороннего развития ребенка.
Задачи:
развивать творческие способности;
формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир;
помочь становлению воображения, креативности;
развивать мелкую моторику;
воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
Составление конспекта мастер – класса;
Подготовка папок – передвижек для ознакомления родителей с нетрадиционными техниками рисования;
Подготовка образцов художественного творчества, выполненных в нетрадиционных техниках;
Подбор изобразительных средств, используемых при рисовании в нетрадиционной манере;
Организация пространства для проведения мастер – класса.
Оборудование:
Рабочее место для каждого родителя (клеенка);
Листы белой бумаги;
Краски (гуашь, акварель);
Восковые мелки;
Валики для тонирования бумаги;
Кисти (тонкие и толстые);
Ватные палочки;
Штампики;
Коктейльные трубочки;
Губки для мытья посуды;
Пластиковые одноразовые тарелки;
Баночки с водой;
Салфетки бумажные и влажные.
План проведения мастер – класса :
Вступление;
Предложить вниманию родителей папки – передвижки для ознакомления родителей со значением рисования для всестороннего развития ребенка;
Обзор оригинальных техник для второй младшей группы;
Обзор изобразительных средств, используемых при рисовании в нетрадиционной манере;
Демонстрация образцов художественного творчества, выполненные в нетрадиционных техниках;
Практическое занятие;
Обмен мнениями, впечатлениями;
Рефлексия.
Ход мастер – класса :
Приветствуем Вас, уважаемые родители! Мы очень рады, что Вы выбрали время и пришли к нам на мастер – класс.
Уважаемые родители!
Задумывались ли вы когда – нибудь, какое это полезное занятие – Рисование? Или считали его развлечением несерьезным по сравнению с такими важными занятиями, как чтение или английский? А между тем, пользы в нем хватит на целый список. Итак, начнем.
Во – первых, рисование тренирует руку и развивает мелкую моторику. Удержать в неумелых детских пальчиках верткий карандаш – задачка непростая. А научиться рисовать им разные предметы - и вовсе целая наука! Тот, кто научился рисовать, легко справится и с непослушными шнурками, и с заковыристыми буквами.
Во – вторых, рисование развивает умственные способности. Психологами давно доказано: развитие мелкой моторики способствует развитию речи ребенка. А также внимания, памяти, логического и образного мышления. Прежде чем нарисовать свое первое солнышко, юный художник проходит долгий путь от неуклюжих загогулин до красивыми круга с ровными палочками по бокам. Если простое солнышко такое сложное, то как же придется потрудиться, прежде чем научишься рисовать более сложные рисунки – деревья, иапример, или машинки?
В третьих, рисование помогает родителям понять ребенка. В своем рисунке ребенок может выразить то, что не может объяснить словами. Поссорился с другом – и друг на рисунке задвинут в самый дальний угол. Плохое настроение – и весь рисунок закрашен серой краской. А если у милых зверушек на рисунке вырастают огромные, страшные клыки, значит, малыш чего – то боится и нуждается в вашей помощи. Именно благодаря этой скрытой информации детский рисунок лежит в основе многих психодиагностических методик.
В четвертых, рисование «лечит» нежную и ранимую душу ребенка. Все нарисованные детские горести и страхи остаются на бумаге или просто съеживаются и теряют всю свою «страшность». Зато радости становятся еще радостнее! И каждый раз, когда ребенок смотрит на свой рисунок, он раз за разом переживает радость заново.
Ну и, наконец, рисование дарит семье тишину и спокойствие. Потому что рисующий ребенок – это спокойный ребенок. Он не носится по комнате, не топает и даже не кричит. Правда, иногда он рисует на обоях. Но обои можно ведь и переклеить, а занятый делом ребенок и несколько минут тишины бесценны.
Теперь вы сами видите, какое оно полезное – рисование.
Рисуйте, творите и будьте уверены: ребенок, который любит и умеет рисовать, обязательно вырастет умным, внимательным и очень способным!
Нетрадиционные техники рисования
во 2 младшей группе
Во второй младшей группе занятия рисованием, как правило, ориентируется не на традиционные техники рисования — малышам ещё сложно создавать картинки с учётом пропорций, у детей есть трудности с мелкой моторикой, а главное, сосредотачивать своё внимание на вырисовывании элементов рисунка — задача просто непосильная. И для того, чтобы детям было интересно, и на задание уходило минимум времени на занятии активно используются нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим основные разновидности этого способа творчества.
Что даёт использование нетрадиционных техник?
Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через визуализацию ощущений. Отсюда стремление рисовать пальчиками на запотевшем стекле, палочкой на песке и мелом на асфальте.
Итак, существующие техники нетрадиционного рисования обладают главным преимуществом — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности. И, правда, поставить на бумагу кляксу собственным пальцем и увидеть в ней забавный рисунок — это быстро и весело. Кроме этого, необычные техники позволяют :
• развивать творческие способности;
• формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир;
• помочь становлению воображения, креативности;
• развивать мелкую моторику;
• воспитывать самостоятельность.
Обзор оригинальных техник для второй младшей группы
Это интересно. Выдающийся детский писатель Эдуард Успенский писал: «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, не стене и в трамвае на окне…».
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 3–4 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.
ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ
Это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка».
Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов. Для работы с этой техникой потребуются :
• собственно ватные палочки;
• небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков, лучше использовать гуашь, так как она гуще;
• влажные салфетки.
Процесс рисования заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь, снег, узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.
Рисунок ватными палочками «Деревья осенью»
Работа над рисунком предваряется беседой о тех изменениях, которые происходят в природе осенью, а также рассматриванием во время прогулки цветовой палитры листвы на деревьях и кустах.
Инструкция:
-Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки и краски. Важно! Для облегчения задачи, можно очертить область расположения листвы кругом.
- «Ребята, окунаем палочку в краску нужного цвета и делаем тычок на веточки или около них. Не забывайте, что палочку нужно держать ровно».
- «Для листьев другого цвета мы берём новую палочку».
ПАЛЬЧИКИ
Это способ, что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого, нужно взять:
• краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев);
• влажные салфетки.
Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт малышам общую подложку — большое дерево, а малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз, и каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива.
Рисунок пальчиками «Снежинка»
Это вариант индивидуального рисунка. Для его создания используются и краски, и карандаши.
Инструкция:
- Воспитатель раздаёт листы А4 (можно взять половину этого формата).
- «Ребята, сегодня мы будем рисовать снежинку».
- Воспитатель раздает каждому ребенку тонированный синим или голубым цветом лист с нарисованным на нем контуром снежинки.
- «А теперь обмакиваем пальчики в краску и ставим отпечатки внутри основы нашей снежинки».
- «После окончания работы вытираем пальчики влажными салфетками».
ЛАДОШКИ
Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется
• неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится);
• влажные салфетки.
К слову, ладошками также удобно создавать коллективные рисунки. Такие, как, например, «Рыбки в аквариуме».
Рисунок ладошками «Наш аквариум»
Инструкция:
1. Воспитатель показывает детям готовую подложку — лист А3 с голубым фоном, контурами водорослей и пр.
2.«Ребята, окуните ладошку в тарелочку с краской».
3.«Подойдите к столу с нашим аквариумом и оставьте свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок. Только будьте внимательны: не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил ваш товарищ, и не стоит располагать рыбок слишком близко друг к другу».
4.«Теперь окуните большой пальчик в белую краску и сделайте своей рыбке глазик».
5.«Указательный пальчик окунаем в чёрную краску, делаем зрачок и аккуратно проводим линию рта». Рот, зрачок может сделать воспитатель толстой кисточкой.
6.«А теперь вытираем ладошку салфеткой и отправляемся мыть ручки, пока наш аквариум подсохнет».
Рисунок ладошкой «Петушок»
Ладошку можно покрасить разными цветами, например, для рисунка петушка, чтобы показать его разноцветный хвост. Для нанесения краски удобно использовать кусочек губки.
Инструкция:
1.«Ладошку и большой пальчик красим жёлтой краской, средний, безымянный и мизинец — красной, а указательный — зелёной».
2.«Ставим отпечаток».
3.«Оттираем руки».
4.«Берём кисточку, окунаем в жёлтую краску и делаем мазок на следе от большого пальчика, чтобы показать гребешок».
5.«Делаем ещё один мазок для клюва».
6.«Добавляем по мазку для лапок».
ПЕЧАТКА
Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в упрощённом варианте её можно применять и во второй младшей группе. Итак, нужно подготовить
• несколько картофелин (морковок);
• форму для вырезания теста для выпечки;
• клей ПВА;
• краску (гуашь будет удобнее).
Воспитателю придётся выполнить ряд подготовительных процедур.
1. Разрезать овощ пополам
2. Нанести рисунок с помощью формы. (Некоторые педагоги умудряются вырезать эти формы ножом! Времени уходит в несколько раз больше).
3. Подготовить печатки по количеству детей в группе.
4. Смешать краску с клеем ( 1:2).
Собственно работа детей заключается в том, что они обмакивают печатку в красящую смесь и ставят отпечаток на лист бумаги.
Произведение печаткой «Платочек для мамы»
Это рисунок можно приурочить к 8 Марта или к празднованию Дня матери.
Инструкция:
1.«Окунаем печатку в форме сердечка в краску и делаем отпечаток».
2.«Точно так же ставим отпечатки в виде треугольников и кружочков».
Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе — это способ поближе познакомить малышей с изобразительной деятельностью, привить им интерес к необычному применению собственных пальчиков, ладошек, а также предметов быта. Создавая картинки в необычном стиле, дети учатся видеть красивое и необычное в простых вещах, развивают свою фантазию, учатся творить. Задача воспитателя познакомить малышей с разными техниками и создать на занятии ситуацию успеха для каждого ребенка.
Уважаемые родители! Мы совершили с вами краткий обзор нетрадиционных техник рисования, применяемых в основном в группе младшего возраста, познакомились с различными средствами художественной выразительности, инструментарием.
И сейчас мы с вами приступим непосредственно к рисованию в нетрадиционной технике. Наша работа называется «Цветущий луг после дождя» (способом «по – мокрому»).
Перед вами лежат листы бумаги для рисования, емкости с водой, валики. Так как наш способ рисования называется по –мокрому, берем валики и, обмакнув их в емкость с водой, смачиваем лист бумаги, прокатывая по нему валиком. А теперь, пока наш лист не просох, наносим на него зеленую и голубую краску, разделив лист на две части. Верхняя часть листа: голубая – небо, нижняя – луг. Краску можно нанести широкой кистью, а можно для быстроты нанесения краски использовать валик. После дождя обычно мы наблюдаем красивое явление природы – радугу. Перед вами лежат обычные губки для мытья посуды. Берем губки, кисти, и обмакивая кисть поочередно в гуашевые краски цветов радуги, наносим краску на губку последовательно в соответствии с расположением цветов радуги. Закончив нанесение красок, переворачиваем губку вниз накрашенной стороной и, приложив ее к листу, единым непрерывным дугообразным движением, рисуем радугу. Дождь прошел, на небе засияла красивая и яркая радуга, небо очистилось от темных туч и на нем появились белые облака. Для того чтобы нарисовать облака, берем зубные щетки и, обмакнув сухую щетку в белую гуашь, рисуем облака, прикладывая щетку к листу методом «тычка». Величина облаков, а также их количество зависят от вашей фантазии и желания. Наша картина называется «Цветущий луг после дождя». С дождем мы уже разобрались, теперь займемся лугом. Чтобы наш луг стал, по –настоящему, цветущим, нарисуем на нем цветы. А цветы мы будем рисовать ватными палочками. Техника рисования вам уже знакома, вы можете действовать самостоятельно. Я только немного буду вас направлять. И так, обмакиваем ватные палочки в краску. того цвета, каким вы хотите изобразить серединку цветка. Нарисуйте сразу несколько серединок, обозначив таким образом расположение цветов на вашей полянке. Серединки могут быть разного цвета, в зависимости от того, какие цветы вы хотите нарисовать. Лепестки цветов можно изобразить штампиком. Выбираем штампик, понравившейся нам формы и смело штампуем лепестки цветов. Осталось прорисовать стебельки цветов и травку. Это можно сделать концом кисти. Наш цветущий луг готов! А теперь можно проявить фантазию и добавить в свою картину, например, бабочек, используя штампы.
Полюбуйтесь на свои рисунки, У Вас получились красивые работы, у каждого по – своему интересные и необычные. Вы можете забрать свои работы домой, показать их своим близким. Выполняя свою работу в нетрадиционной технике, Вы получили массу положительных эмоций. Этими эмоциями Вы можете поделиться со своими близкими, рисуя вместе с ними в нетрадиционной технике. Использование нетрадиционных техник рисования, дает Вам возможность экспериментировать вместе со своими детьми, фантазировать, поможет Вам создать ситуацию успеха для своего ребенка, что в свою очередь способствует развитию уверенности детей в своих силах, и поможет Вам еще большему сближению со своим ребенком. Общие интересы и совместная деятельность всегда сближала людей.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам поделиться своими впечатлениями от нашей встречи: что Вам понравилось, что Вам хотелось бы изменить. Мы готовы выслушать Ваши пожелания, замечания. Хотели бы Вы принять участие в подобном мероприятии?
Уважаемые родители! Наш мастер – класс подошел к концу. Надеюсь наша встреча была для вас интересной и познавательной.