МААМ-картинки

Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи

Касимова Евгения
Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи

I. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. В своей работе мы используем сделанные нами пособия для развития мелкой моторики рук.

«Разноцветные шары»

Цель:

- развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

- закрепление основных цветов;

- закрепление гласных звуков.

Публикация «Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.

Шарик, шарик не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо-

Ты ж еще на небе не был.

«Капельки дождя»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.

Дождик капал, капал, лил,

И по улице бродил.

II. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии в школе. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом логопедическом кабинете или дома в комнате.

«Мяч всегда поймаю я»

Цель: Закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребенок движется в заданном направлении.

Раз, два, три –

Справа (слева, прямо) мяч, лови!

«Вправо, влево прокати, мячик мой не упусти»

Цель: Закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики.

Ход. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается по инструкции взрослого: «Ваня, кати мяч влево (к Свете). Света, кати мяч вправо». Важно удержать мяч на столе.

«Мячик прыгает по мне - по груди и по спине»

Цель: Закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (справа – слева, впереди – сзади, закрепление употребления предлогов.

III. Игры с мячом, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом нормализуется ритм дыхания, увеличивается сила дыхательных мышц. В процессе выполнения дыхательных упражнений повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ход. Ребенок, находится в положении лежа, мяч кладется на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То мой мячик поднимается (вдох,

То мой мячик опускается (выдох).

«Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Ход. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая

жемчужина (малый мяч). Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

IV. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В течение учебного года мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. По этой теме мы предлагаем вам множество разнообразных игр и упражнений. В этих играх дети тренируются в четком произношении звуков и выделении их из звукового ряда, подбирают слова на заданный звук, усваивают звуковую структуру слова.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков. Если услышите звук «А», стукните об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков. Нужно подбросить мяч на заданный звук.

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Ход. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу или полу.

V. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В уточнении уже имеющихся у него в запасе слов, привитие ребенку простейших навыков в образовании новых слов большое значение имеют игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.

Одно из направлений ТРИЗа - знакомство детей с противоречиями. Все явления, поступки, явления, сказки рассматриваются в играх сначала с хорошей стороны, затем с плохой, а потом возвращаемся к положительному. В играх с мячом по ТРИЗу дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, благодаря которым они расширяют свои представления об окружающем мире.

«Мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

«Справа, слева, впереди - в обруч точно попади»

Цель: Закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Ход. Ребенок с мячом становится между двумя обручами, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого.

Например:

• Стукни три раза мячом в правый обруч.

• Стукни мячом два раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 05:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Касимова Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД