Лилия Лавровская
Нетрадиционные формы и методы развития речи детей младшего дошкольного возраста
«Нетрадиционные формы и методы развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Водная часть:
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Как писал знаменитый советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Публикация «Нетрадиционные формы и методы развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать: пальчиковые, нетрадиционно- пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на тонкой ручной координации.
1слайд Актуальность :
полноценное развитие речи детей дошкольного возраста.
Проблема:
- в среднем около 60% вновь пришедших детей, имеют низкий уровень развития мелкой моторики и слово произношения.
- 40 % детей – средний уровень.
2 слайд Цель:
развитие координации движений мелкой моторики рук, а также развитие речи детей через нетрадиционное использование различных предметов.
3 слайд Задачи:
- совершенствовать предметно-развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей, используя разнообразные формы, методы и приёмы.
Демонстрация нетрадиционных игр :
4 слайд игра «Моталочка»
Развивает мелкую моторику, логическое мышление, зрительную, тактильную память, творческое воображение, элементарную ловкость, стимулирует развитие важнейших психических процессов.
5 слайд игры с шестигранными карандашами
Игра с карандашами способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка, развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.
Крутим мы с трудом давно
это толстое бревно,
вы ошиблись, это наш
тонкий лёгкий карандаш
6 слайд игра с Прещепками
Прищепки – способствуют координировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно – моторную систему. На занятиях и в свободное время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь, воображение.
вот проснулся, встал гусёнок,
пальцы щиплет он спросонок: - дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.
7 слайд игра со Счётными палочками
Развивает у детей мелкую моторику пальцев и речевую активность, память, воображение.
Речь мы начинаем,
Счётными палочками играем.
Закрепляем мы цвета,
Эти игры – просто красота.
8 слайд игры Деревяшки:
«Кто в домике живёт»
«Кто как голос подает»
Игры Деревяшки многогранны:
Развивают зрительную память и внимание, знакомят детей с животными, их домиками и голосами. Учат составлять предложения по смыслу.
9 слайд игра Шнуровка
Игра шнуровка развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивает пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий вверх, в низ, справа, слева. В такой игре также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
10 слайд игра Пазлы
Основная цель пазлов как развивающей игрушки-головоломки, - это развитие наглядно-образного мышления. Собирая даже самую простую, пусть всего из 4 деталей, картинку, малыш тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить. Кроме того, с помощью пазлов, процесс обучения идет намного быстрее, ведь гораздо лучше запоминаются формы, цвета.
11 слайд Пальчиковая гимнастика
Способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и
смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
«Дом»
Стук- стук- постук,
Раздаётся где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат-
Вот с такою крышей,
Вот с такими стенами,
Вот с такими окнами, вот с такою дверью,
И вот с таким замком!
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали,
И – открыли!
Вывод:
- повышение физической и умственной работоспособности;
- создание функциональной базы для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц;
- стимулирование речевого развития.
Литература:
Трясорукова Т. П «Пальчиковые игры для развития и слуха» 2019г.
Ткаченко Т. А «Развиваем мелкую моторику и речь» 2017г.
Арушанова А. Г «Речь и речевое общение детей» 2000г.
Михеева Н. Ю,Мартин И. В «Дидактические игры и упражнения» 2016г.