Лаура Амшокова
Нетрадиционная техника рисования «эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисова-нием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный ис-следователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок со-прикасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".
Публикация «Нетрадиционная техника рисования „эбру“» размещена в разделах
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего дет-ства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского ин-теллекта, воображения, фантазии, умение мыслить нестандартно.
Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изобра-зительной деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувство-вать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Что такое Эбру?
Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жид-кости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего полу-чаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.
Название «Эбру» с персидского языка переводится примерно как «на воде». Но также данную технику в мире часто называют турецким мрамированем, хотя известны и другие названия: «танцующие краски», «плавающие краски», «облака и ветер».
Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков Эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором в последствии будут разводиться краски.
История Эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни счи-тают, что Эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достоя-ние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение Эбру, датированное 1554 годом.
Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него Эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейца использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства, поскольку подделать такой документ не представлялось возможным. В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые школы по обучению технике рисования Эбру.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плос-кие кисти, палочки, гребенки, бумага, желательно, плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
Техника Эбру помогает решить следующие задачи:
1) закрепить навыки рисования в технике Эбру;
2) развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, образное мыш-ление, воображение, моторику рук;
3) повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки;
4) воспитывать индивидуальность, чувство радости, сопричастности к уни-кальному и неповторимому творчеству.
Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждо-му желающему.
Итак, вот что потребуется для рисования :
- Прямоугольный контейнер, причём желательно прозрачный или светлый, чтобы все создаваемые узоры были хорошо заметными. Можно использовать спе-циализированную ёмкость (приобрести её вы сможете в отделах, в которых прода-ются аксессуары для творчества) или, например, противень. Так или иначе, кон-тейнер должен иметь достаточные размеры. В идеале они должны соответствовать величине основы, на которую вы планируете переносить изображения.
- Загуститель. Чтобы вода приобрела необходимую вязкость, и краски не то-нули и не растворялись, а оставались на поверхности, она должна иметь опреде-лённую консистенцию. И для придания густоты используется экстракт растения гевен. Из стеблей извлекают смолу, которую потом высушивают на солнце и про-дают в виде лепестков китре или же готового порошка. Стоит отметить, что ле-пестковую китре придётся настаивать в течение двух недель, так что гораздо проще и удобнее будет использовать порошкообразную форму (но и в таком случае придётся ждать некоторое время, оно должно указываться в инструкции). Но вме-сто экстракта гевена иногда используются загустители на основе морских красных водорослей или же синтетические вещества. Так же можно использовать крахмал.
Краски, как и загуститель, натуральные. Они состоят из воды, природных пигментов, а также бычьей желчи, которая позволяет узорам не растекаться и удерживаться на поверхности воды. Наиболее распространены основные цвета, та-кие как синий, жёлтый, красный, чёрный, белый и зелёный. Оттенки или полутона создаются путём смешивания. Можно также пользоваться акриловыми красками.
Кисти. Они могут иметь различную толщину, в зависимости от того, какой узор вы хотите создать. Обычно кисти изготавливаются из конского волоса, но мо-гут использоваться и синтетические.
Спицы или шила. Такими инструментами создаются необходимые формы, тонкие контуры и границы изображений. Художник двигает шилом по водной глади и создаёт уникальные рисунки.
Гребень применяется для создания так называемых чешуйчатых узоров (обычно они используются в качестве фона).
Пипетки необходимы для наложения красок на воду.
Рисование по технике Эбру состоит из нескольких этапов:
Сначала нужно подготовить воду. Для этого изучите прилагаемую к за-густителю инструкцию и чётко следуйте всем указаниям.
Готовый раствор налейте в контейнер и положите сверху газету, чтобы собрать и удалить из жидкости все воздушные пузырьки (они могут мешать рисо-вать и портить готовые узоры).
Теперь подготовьте краски необходимых цветов. Для наложения их на воду могут использоваться кисти или же пипетки.
Далее, используй кисти, спицы и шила, создавайте изображение. В процессе движений будут формироваться замысловатые узоры, которым вы смо-жете придавать необходимые контуры и формы.
Далее нужно взять кусок ткани или лист плотной бумаги и положить его на поверхность воды. Спустя 5-10 секунд уберите основу. Самый простой ва-риант – просто дать рисунку высохнуть. Если на воде осталось чуть-чуть краски, уберите ее при помощи газеты.