МААМ-картинки

«Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (3 фото)

Марина Олейникова
«Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка». Конспект занятия по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

«Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка». Конспект занятия по патриотическому воспитанию
Фото «Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка»
. Конспект занятия по патриотическому воспитанию - фото

Конспект

по патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Тема: «Неофициальные символы России : матрешка, береза, самовар, балалайка»

Воспитатель : Олейникова М. С.

Цель:

Темочки:

Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с неофициальной символикой России.

Задачи:

• Обеспечить запоминание и узнавание неофициальных символов России : матрешка, береза, самовар, балалайка;

• Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу;

• Способствовать формированию уважительного отношения к символам России;

• Подвести к мысли, что государственные и неофициальные символы призваны объединять жителей одной страны;

• Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;

• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности.

Интеграция образовательных областей:

• познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности:

• познавательная, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа:

• чтение произведений русских писателей о Родине, природе; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг, картин, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.

Ход занятия:

(Дети встают полукругом).

Воспитатель : Здравствуйте, дети! Сегодня мы узнаем немного нового о нашей прекрасной Родине.

Воспитатель : как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель : Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.

Воспитатель : А что это за символы? Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Какие вы знаете символы нашей страны? Кто их назовёт?

Дети: Герб, флаг и гимн.

Воспитатель : Верно. Давайте, ребята,

У каждой страны есть свои символы страны, но есть еще и неофициальные, народные.

В нашей стране есть такие символы, как вы думаете? (затрудняются ответить)

Воспитатель :

А хотите узнать? (Да)

Воспитатель :

Тогда слушайте внимательно и запоминайте.

Я сегодня познакомлю вас с некоторыми неофициальными, народными символами нашей страны, с которыми связана наша Россия.

Воспитатель :

Есть у нашей любимой отчизны,

У России, - начну я рассказ,

Символы отражение жизни

Тех, кто жил задолго до нас.

Воспитатель :

И так, начинаем знакомиться с неофициальными, народными символами.

Название первого символа прячется в загадке, а картинка появится на мольберте.

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

Дети: Матрешка.

Эта куколка является одним из неофициальных, народных символов России. Она родилась более 100 лет назад. Сначала один мастер сделал ее из дерева. Эта фигурка была безликая, т. е. без лица и не раскрывалась. Тогда другой мастер, художник расписал эту фигурку на русский лад и получилась круглолицая, румяная девушка в цветастом платке и сарафане. Что это за фигурка? Кто догадался? (Дети отвечают).

Воспитатель :

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (Добрый, конечно, добрый)

Воспитатель :

Почему вы так считаете? (Потому что матрешка всегда улыбается. Матрешку любят и взрослые, и дети).

Воспитатель :

Название следующего символа тоже прячется в загадке:

На ней висят, не свесив ножек,

Четыре тысячи сережек,

А белый ствол не от мороза.

Зовут красавицу… (береза)

(картинку выставляю на мольберт)

Береза это один из неофициальных, народных символов нашей России.

Давайте посмотрим и найдем картинку.

Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывает от солнца, а зимой даёт огонь, чтобы согреть дома. В России есть много праздников, связанных с березой. Даже Новый год в старину встречали с березой, а не с елью, и первый месяц года назывался Березень.

Воспитатель :

Прежде чем продолжать знакомство с другими символами мы с вами немного отдохнем. И проведем с вами физкультминутку, встаньте по удобнее и повторяйте движения.

Физкультминутка:

«Весенняя березка».

Березка в белом сарафане (шаги на месте)

Весною водит хоровод (руки на поясе)

Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)

И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе)

Раскроет свои руки - ветки, (разводят руки в стороны)

Опустит ветки – пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз)

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис (покачивают руками вверх-вниз)

Воспитатель :

Продолжаем играть и знакомиться с новыми символами.

У меня для вас новая загадка:

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встаёт,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальёт. (Самовар)

Воспитатель выставляет картинку самовара на мольберт, даёт краткую информацию о нем. Самовар – символ семейного очага, уюта, благополучия, дружеского общения. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили, он занимал почетное место в любом доме. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы.

Воспитатель : Ещё один неофициальный символ нашей страны, без которого не обходилось ни одно русское гуляние или пир. Постарайтесь отгадать загадку

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент – самый русский инструмент. (Ответы детей)

Балалайка. (картинку выставляю на мольберт)

История русской балалайки началась со скоморохов. Веселая, яркая, потешная ватага с радостью развлекала публику. Среди прочих музыкальных инструментов обязательно была балалайка. Играть на ней было несложно, так как у балалайки всего три струны.

Со временем балалайка пропала, почему же так случилось? Дело в том, что скоморохи попали в немилость царя, ведь они прилюдно критиковали богатых людей, бояр, да и самому царю от них доставалось. Не выдержал царь, приказал свозить в Москву на возах балалайки и сжечь их все на костре. Почти через двести лет балалайка опять появилась в России и стала радовать людей. Сейчас она снова в строю. В каждом русском народном музыкальном коллективе обязательно есть балалайка. (Включаю подготовленную композицию на колонке)

Воспитатель :

Ребята сколько мы с вами уже узнали неофициальных, народных символов (четыре).

Воспитатель :

Какие? (матрешка, береза, самовар, балалайка)

Воспитатель : Я вам хочу сказать, что таких символов очень много, эти символы мы теперь сможем найти в нашей игре-пазлах “Неофициальные символы России”, которую я сделала для вас, с ней сможете продолжить узнавать символы России дальше, и научить играть в игру своих друзей!

Рефлексия: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу, и я хочу спросить у вас, что вам было сложно на нашем занятии? Что понравилось?

До свидания!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей «Найди тень» по теме «Символы России»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей «Найди тень» по теме «Символы России» Цель игры: познакомить детей с государственными и неофициальными символами России, развивать познавательный интерес и уважение к символам.

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Государственные символы России» в старшей группе Цель: формирование представлений детей о государственных символах России–гимне, гербе, флаге. Предварительная работа. Разучивание наизусть.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Неофициальные символы России" Цель : познакомить детей с неофициальными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка». Конспект занятия по патриотическому воспитанию
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 13:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка». Конспект занятия по патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Марина Олейникова (УИ 250748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД