Марина Олейникова
«Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка». Конспект занятия по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: «Неофициальные символы России: матрешка, береза, самовар, балалайка»
Воспитатель: Олейникова М. С.
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с неофициальной символикой России.
Задачи:
• Обеспечить запоминание и узнавание неофициальных символов России: матрешка, береза, самовар, балалайка;
• Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу;
• Способствовать формированию уважительного отношения к символам России;
• Подвести к мысли, что государственные и неофициальные символы призваны объединять жителей одной страны;
• Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;
• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности.
• Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
• Вид деятельности:
• познавательная, игровая, коммуникативная.
• Предварительная работа:
• чтение произведений русских писателей о Родине, природе; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг, картин, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.
Ход занятия:
(Дети встают полукругом).
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы узнаем немного нового о нашей прекрасной Родине.
Воспитатель: как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.
Воспитатель: А что это за символы? Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Какие вы знаете символы нашей страны? Кто их назовёт?
Дети: Герб, флаг и гимн.
Воспитатель: Верно. Давайте, ребята,
У каждой страны есть свои символы страны, но есть еще и неофициальные, народные.
В нашей стране есть такие символы, как вы думаете? (затрудняются ответить)
Воспитатель:
А хотите узнать? (Да)
Воспитатель:
Тогда слушайте внимательно и запоминайте.
Я сегодня познакомлю вас с некоторыми неофициальными, народными символами нашей страны, с которыми связана наша Россия.
Воспитатель:
Есть у нашей любимой отчизны,
У России, - начну я рассказ,
Символы отражение жизни
Тех, кто жил задолго до нас.
Воспитатель:
И так, начинаем знакомиться с неофициальными, народными символами.
Название первого символа прячется в загадке, а картинка появится на мольберте.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешка.
Эта куколка является одним из неофициальных, народных символов России. Она родилась более 100 лет назад. Сначала один мастер сделал ее из дерева. Эта фигурка была безликая, т. е. без лица и не раскрывалась. Тогда другой мастер, художник расписал эту фигурку на русский лад и получилась круглолицая, румяная девушка в цветастом платке и сарафане. Что это за фигурка? Кто догадался? (Дети отвечают).
Воспитатель:
Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (Добрый, конечно, добрый)
Воспитатель:
Почему вы так считаете? (Потому что матрешка всегда улыбается. Матрешку любят и взрослые, и дети).
Воспитатель:
Название следующего символа тоже прячется в загадке:
На ней висят, не свесив ножек,
Четыре тысячи сережек,
А белый ствол не от мороза.
Зовут красавицу… (береза)
(картинку выставляю на мольберт)
Береза это один из неофициальных, народных символов нашей России.
Давайте посмотрим и найдем картинку.
Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывает от солнца, а зимой даёт огонь, чтобы согреть дома. В России есть много праздников, связанных с березой. Даже Новый год в старину встречали с березой, а не с елью, и первый месяц года назывался Березень.
Воспитатель:
Прежде чем продолжать знакомство с другими символами мы с вами немного отдохнем. И проведем с вами физкультминутку, встаньте по удобнее и повторяйте движения.
Физкультминутка:
«Весенняя березка».
Березка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе)
Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки - ветки, (разводят руки в стороны)
Опустит ветки – пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис (покачивают руками вверх-вниз)
Воспитатель:
Продолжаем играть и знакомиться с новыми символами.
У меня для вас новая загадка:
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт. (Самовар)
Воспитатель выставляет картинку самовара на мольберт, даёт краткую информацию о нем. Самовар – символ семейного очага, уюта, благополучия, дружеского общения. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили, он занимал почетное место в любом доме. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы.
Воспитатель : Ещё один неофициальный символ нашей страны, без которого не обходилось ни одно русское гуляние или пир. Постарайтесь отгадать загадку
Три струны, а звук какой! С переливами, живой.
Узнаю его в момент – самый русский инструмент. (Ответы детей)
Балалайка. (картинку выставляю на мольберт)
История русской балалайки началась со скоморохов. Веселая, яркая, потешная ватага с радостью развлекала публику. Среди прочих музыкальных инструментов обязательно была балалайка. Играть на ней было несложно, так как у балалайки всего три струны.
Со временем балалайка пропала, почему же так случилось? Дело в том, что скоморохи попали в немилость царя, ведь они прилюдно критиковали богатых людей, бояр, да и самому царю от них доставалось. Не выдержал царь, приказал свозить в Москву на возах балалайки и сжечь их все на костре. Почти через двести лет балалайка опять появилась в России и стала радовать людей. Сейчас она снова в строю. В каждом русском народном музыкальном коллективе обязательно есть балалайка. (Включаю подготовленную композицию на колонке)
Воспитатель:
Ребята сколько мы с вами уже узнали неофициальных, народных символов (четыре).
Воспитатель:
Какие? (матрешка, береза, самовар, балалайка)
Воспитатель: Я вам хочу сказать, что таких символов очень много, эти символы мы теперь сможем найти в нашей игре-пазлах “Неофициальные символы России”, которую я сделала для вас, с ней сможете продолжить узнавать символы России дальше, и научить играть в игру своих друзей!
Рефлексия: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу, и я хочу спросить у вас, что вам было сложно на нашем занятии? Что понравилось?
До свидания!