Получи документы

Сценарий познавательного досуга «Неофициальные символы России»

Раушания Никифорова
Сценарий познавательного досуга «Неофициальные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный досуг «Неофициальные символы России»

Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.

Задачи:

Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Закреплять у детей понятия Родина, символ.

Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну;

Развивать речь, память, внимание детей.

Темочки:

Ход мероприятия:

Ведущий: Читает стихотворение.

«Необъятная страна». Владимир Степанов.

Если долго, долго, долго.

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго.

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундр, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая.

Необъятная страна.

Ребята, мы с вами живем в большой стране. Как называется наша страна? Какое красивое название - Россия.

Ведущий: Сейчас споем песню о России.

(песня «Нет прекрасней России моей»

Ведущий: Каждая страна, неважно, будь она самая маленькая или самая большая, имеют свои государственные символы : гимн, флаг и герб.

А сегодня мы с вами поговорим о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были.

Эти символы когда-то давно придумал русский народ и называются они неофициальными символами.

Первый символ – это ответ на загадку.

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

А всего одна игрушка.

Что это за подружки?

Дети: Матрешка

Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка стала одним из символов нашей страны. Ни один турист, не уедет не купив сувенир матрешки. Но первая матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 19 веке по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурма – лысого старичка с головой, вытянутой вверх. Увидел японскую игрушку русский художник Сергей Васильевич Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский женский вариант игрушки. А токарь Василий Звёздочкин выточил игрушку по рисунку. Назвали игрушку по распространенному женскому имени на Руси Матрена, отсюда Матренушка, Матрешка.

А теперь

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Выходят девочки – матрешки и исполняют танец «Мы матрешки вот такие крошки»

Ребенок:

Мы матрёшку сбережем,

Через годы пронесём.

Чтобы наши дети, внуки

Тоже брали её в руки.

Воспитатель: Следующим неофициальным русским символом является береза. Где бы ни росло это дерево, оно приносит людям радость, свет. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Стройную, кудрявую, белоствольную березу на Руси сравнивали с красивой девушкой. Есть пословица «Березки как девоньки в сарафанчиках беленьких». Много стихотворений сложено о красавицах березах. Береза красива в любое время года. Дети, послушайте стихи о березе и определите в какое время года изображена в стихах береза.

Выходят три ребенка.

1 ребенок:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор - как в солнечных лучах:

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

( Дети: Лето)

2 ребенок:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

( Дети: Зима)

3 ребенок:

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты,березка, не грусти,

Почки в листья распусти

( Дети: Весна)

4 ребенок:

За окном березки

В праздничном наряде,

Ветерок колышет

Солнечные пряди.

Опадут листочки,

Лягут покрывалом

И укроют землю

Легким одеялом.

( Дети: Осень)

Воспитатель: Наши девочки станцуют танец «Во поле березка стояла»

Собирайся детвора, начинается игра.

Народная игра «Березовые ворота». С помощью считалки выбирается девочка-«берёзка». Ей на голову надевают берёзовый веночек. Она идёт в середину круга и танцует, все поют:

Берёзка зелёненькая, летом весёленькая,

Кудрявенькая, сучковатенькая.

Среди поля стоит,

Листочками шуршит.

По окончании песни дети разбегаются, а «берёзка» старается их поймать. Пойманный ребёнок становится «берёзкой».

Воспитатель: Березка не только красивое дерево. Она помогала в хозяйстве, давала бересту, почки, веники для бани, из берестовой коры делали посуду, корзинки и плели русские крестьяне обувь – лапти.

Лапти являются ещё одним символом России, так как они были самой распространенной обувью русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой. Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Лапти плели не только из березовой коры, но чаще из липового лыка.

Посмотрим на лапти и поиграем с ними.

П/и «Передай лапти»

Все в кругу под музыку передают друг другу лапти, как только музыка прекращается тот, у кого в этот момент окажутся лапти, должен станцевать.

Воспитатель: Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали конопляной веревкой, ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плетением лаптей занимались старики, хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Лапти носили и взрослые и дети.

Ребенок:

Лапти-лапоточки

Для сына и для дочки

Для девочки – подружки

Для старика – старушки

Хоть по улице плясать

Хоть работать, хоть гулять.

Воспитатель: Следующий символ мы узнаем из загадки.

Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди… (Самоваром)

Самовар является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. К самовару было особое отношение, о нем сложено не мало пословиц.

1 ребенок: Печка – матушка, а самовар – батюшка.

2 ребенок: Самовар кипит — уходить не велит.

3 ребенок: Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.

Ведущий: Из самовара чай пили блинами да с медом. А мед – то чем ели? Как вы думаете дети? ( Дети: ложками)

Ведущий: Сегодня мы вспомним не те ложки, с которыми вы кушаете суп и кашу, а деревянные.

Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. На Руси ложка появилась по приказу князя Владимира. Специальные мастера, их называли ложкари, ложечники, делали ложки из разных пород деревьев: яблони, рябины, липы. Ложки получались, легкие, удобные и не нагревались от горячей пищи.

Сегодня деревянная ложка - расписной сувенир.

Скоморохи стали их использовать как музыкальный инструмент. Этот обычай дошел до наших дней.

Ведущий: А еще с ложками всегда можно придумать игру-забаву. Выходи честной народ, нас игра веселая ждет.

Игра с ложками

Ведущий: Отгадайте – ка ребята загадку.

В них совсем не мёрзнут ножки,

Ведь они, как все сапожки.

Они из шерсти, в них тепло,

Ещё — не скользко и легко.

Зимой их в холод надевают,

Скажи, ну как их называют? ( Дети: Валенки)

Ведущий: Теплые валенки - такой же символ России, как матрешка, ложки.

Валенки носили не только простые люди, но даже цари. Русские валенки - это любимая всеми обувь, русский народ слагал много песен о валенках.

Теплые, удобные, ноги согревают. Долго-долго по сугробам ходить позволяют.

(Игра с валенками)

Воспитатель: Конечно у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти пожалуй самые узнаваемые. А в завершении я хочу вам рассказать ещё один народный символ России – это русское гостеприимство. Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – каравая. Это большой, круглый, красиво украшенный хлеб с маленькой солонкой на вершине, на столе часто ставили блины, которые символизировали сытость и изобилие, и обязательно на столе был русский самовар.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Неофициальные символы России" Цель : познакомить детей с неофициальными.

Сценарий познавательного досуга в ДОУ «Тайны природы»Сценарий познавательного досуга в ДОУ «Тайны природы» Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях. Задачи: - закреплять представления детей о природных явлениях через художественное.

Сценарий физкультурно-познавательного досуга «Песочная страна»Сценарий физкультурно-познавательного досуга «Песочная страна» Материал будет полезен для педагогов и инструкторов по физической культуре с целью организации досуга для детей среднего дошкольного возраста.

Сценарий музыкально-литературного познавательного досуга «Герои моей семьи»Сценарий музыкально-литературного познавательного досуга «Герои моей семьи» Цель: повысить эффективность детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий познавательного досуга «Неофициальные символы России»
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 07:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий познавательного досуга «Неофициальные символы России»» (включая файлы) размещена пользователем Раушания Никифорова (УИ 2135885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД