Раушания Никифорова
Сценарий познавательного досуга «Неофициальные символы России»
▼ Скачать
Познавательный досуг «Неофициальные символы России»
Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи:
Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Закреплять у детей понятия Родина, символ.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;
Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну;
Развивать речь, память, внимание детей.
Ход мероприятия:
Ведущий: Читает стихотворение.
«Необъятная страна». Владимир Степанов.
Если долго, долго, долго.
В самолете нам лететь,
Если долго, долго, долго.
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундр, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая.
Необъятная страна.
Ребята, мы с вами живем в большой стране. Как называется наша страна? Какое красивое название - Россия.
Ведущий: Сейчас споем песню о России.
(песня «Нет прекрасней России моей»
Ведущий: Каждая страна, неважно, будь она самая маленькая или самая большая, имеют свои государственные символы: гимн, флаг и герб.
А сегодня мы с вами поговорим о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней не были.
Эти символы когда-то давно придумал русский народ и называются они неофициальными символами.
Первый символ – это ответ на загадку.
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
Что это за подружки?
Дети: Матрешка
Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка стала одним из символов нашей страны. Ни один турист, не уедет не купив сувенир матрешки. Но первая матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 19 веке по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурма – лысого старичка с головой, вытянутой вверх. Увидел японскую игрушку русский художник Сергей Васильевич Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский женский вариант игрушки. А токарь Василий Звёздочкин выточил игрушку по рисунку. Назвали игрушку по распространенному женскому имени на Руси Матрена, отсюда Матренушка, Матрешка.
А теперь
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Выходят девочки – матрешки и исполняют танец «Мы матрешки вот такие крошки»
Ребенок:
Мы матрёшку сбережем,
Через годы пронесём.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали её в руки.
Воспитатель: Следующим неофициальным русским символом является береза. Где бы ни росло это дерево, оно приносит людям радость, свет. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Стройную, кудрявую, белоствольную березу на Руси сравнивали с красивой девушкой. Есть пословица «Березки как девоньки в сарафанчиках беленьких». Много стихотворений сложено о красавицах березах. Береза красива в любое время года. Дети, послушайте стихи о березе и определите в какое время года изображена в стихах береза.
Выходят три ребенка.
1 ребенок:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор - как в солнечных лучах:
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Дети: Лето)
2 ребенок:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(Дети: Зима)
3 ребенок:
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты,березка, не грусти,
Почки в листья распусти
(Дети: Весна)
4 ребенок:
За окном березки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Легким одеялом.
(Дети: Осень)
Воспитатель: Наши девочки станцуют танец «Во поле березка стояла»
Собирайся детвора, начинается игра.
Народная игра «Березовые ворота». С помощью считалки выбирается девочка-«берёзка». Ей на голову надевают берёзовый веночек. Она идёт в середину круга и танцует, все поют:
Берёзка зелёненькая, летом весёленькая,
Кудрявенькая, сучковатенькая.
Среди поля стоит,
Листочками шуршит.
По окончании песни дети разбегаются, а «берёзка» старается их поймать. Пойманный ребёнок становится «берёзкой».
Воспитатель: Березка не только красивое дерево. Она помогала в хозяйстве, давала бересту, почки, веники для бани, из берестовой коры делали посуду, корзинки и плели русские крестьяне обувь – лапти.
Лапти являются ещё одним символом России, так как они были самой распространенной обувью русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой. Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Лапти плели не только из березовой коры, но чаще из липового лыка.
Посмотрим на лапти и поиграем с ними.
П/и «Передай лапти»
Все в кругу под музыку передают друг другу лапти, как только музыка прекращается тот, у кого в этот момент окажутся лапти, должен станцевать.
Воспитатель: Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали конопляной веревкой, ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плетением лаптей занимались старики, хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Лапти носили и взрослые и дети.
Ребенок:
Лапти-лапоточки
Для сына и для дочки
Для девочки – подружки
Для старика – старушки
Хоть по улице плясать
Хоть работать, хоть гулять.
Воспитатель: Следующий символ мы узнаем из загадки.
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром)
Самовар является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. К самовару было особое отношение, о нем сложено не мало пословиц.
1 ребенок: Печка – матушка, а самовар – батюшка.
2 ребенок: Самовар кипит — уходить не велит.
3 ребенок: Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.
Ведущий: Из самовара чай пили блинами да с медом. А мед – то чем ели? Как вы думаете дети? (Дети: ложками)
Ведущий: Сегодня мы вспомним не те ложки, с которыми вы кушаете суп и кашу, а деревянные.
Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. На Руси ложка появилась по приказу князя Владимира. Специальные мастера, их называли ложкари, ложечники, делали ложки из разных пород деревьев: яблони, рябины, липы. Ложки получались, легкие, удобные и не нагревались от горячей пищи.
Сегодня деревянная ложка - расписной сувенир.
Скоморохи стали их использовать как музыкальный инструмент. Этот обычай дошел до наших дней.
Ведущий: А еще с ложками всегда можно придумать игру-забаву. Выходи честной народ, нас игра веселая ждет.
Игра с ложками
Ведущий: Отгадайте – ка ребята загадку.
В них совсем не мёрзнут ножки,
Ведь они, как все сапожки.
Они из шерсти, в них тепло,
Ещё — не скользко и легко.
Зимой их в холод надевают,
Скажи, ну как их называют? (Дети: Валенки)
Ведущий: Теплые валенки - такой же символ России, как матрешка, ложки.
Валенки носили не только простые люди, но даже цари. Русские валенки - это любимая всеми обувь, русский народ слагал много песен о валенках.
Теплые, удобные, ноги согревают. Долго-долго по сугробам ходить позволяют.
(Игра с валенками)
Воспитатель: Конечно у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти пожалуй самые узнаваемые. А в завершении я хочу вам рассказать ещё один народный символ России – это русское гостеприимство. Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – каравая. Это большой, круглый, красиво украшенный хлеб с маленькой солонкой на вершине, на столе часто ставили блины, которые символизировали сытость и изобилие, и обязательно на столе был русский самовар.