Морозова Оксана Анатольевна
Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования «Необычными вещами мы рисуем без труда»
Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования :
«Необычными вещами мы рисуем без труда»
(старшая группа «Б» «Солнышко»)
Цель: расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи:
1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.
Публикация «Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования „Необычными вещами мы рисуем без труда“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Дать родителям представление о нетрадиционном рисовании с детьми, используемом в детском саду.
3. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество.
Материалы и оборудование:
В группе оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На мольберте записаны названия нескольких техник рисования : коллаж, граттаж, монотипия, рисование свечой, пластиковой бутылкой и т. п. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты:
1. Для рисования ватными палочками : картинки с черно-белым изображением, ватные палочки, гуашь, салфетки.
2. Для выдувания: коктейльные трубочки, бумага для акварели, акварель, кисти (среднего размера, например, белка №8).
3. Для рисования поролоном : поролон на палочке, мисочки с гуашевыми красками, влажные салфетки.
4. Для печатания: картон скрученный; рулон использованной бумаги, мисочки с гуашевыми красками; салфетки. Содержание мастер-класса :
Воспитатель: «О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух.» Уважаемые родители, рада приветствовать вас на нашей встрече.
Для начала давайте попытаемся стать ближе друг другу.
Игра «Встанем по парам (4,6)»
Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 4 (6). Все строятся четверками, шестерками (парами). Когда играющие разбились по парам, им предлагается занять места за столами.
Педагог приглашает родителей пройти в группу и сесть за любой понравившийся стол. Обращает внимание на оборудование и материалы на столах, дать возможность все рассмотреть, в том числе и выставку детских работ.
- Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас у нас в гостях! Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, помогать мне будут ваши дети; во-вторых, это не собрание, не консультация, а мастер-класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество в рисовании.
Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы.
Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям - камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т. д. Первым попавшим камушком, гвоздиком пробует порисовать на чем-либо.
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!
То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал, и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.
Даже тонирование листа для последующего на нем рисования можно превратить в увлекательную игру с детьми. Предложить смять бумагу, сделав из нее жесткий тампон, и, обмакивая его в краску одного или разных цветов, заполнить весь лист. Мы с нашими детьми часто так оформляем работы.
Обратите внимание на мольберт. Как вы думаете, что обозначают написанные здесь термины. (Родители высказывают свои предположения). Затем педагог коротко рассказывает об упомянутых техниках рисования
Все упомянутые техники, и еще многие другие называются нетрадиционными техниками рисования. Действительно, они необычны, поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта: коктейльные трубочки, губки для мытья посуды, свечи, манную крупу и многое другое. Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно? Отвечу: это интересно детям и дает отличные результаты. Их вы видите сейчас на выставке. Со всеми этими техниками мы знакомим детей, как во время проведения занятий, так и в свободной деятельности. Разрешите, я расскажу вам об этом в стихах:
Есть рисование обычное :
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные.
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Ну как быть можно равнодушным?
Ведь чтоб узор нарисовать,
И карандаш точить не нужно,
А можно просто свечку взять.
А как обычной зубочисткой
Изобразить далекий космос?
Ответит вам любой мальчишка:
С граттажем это очень просто!
Рисование это – не новое,
А скорее, забытое дело.
Тут достаточно вспомнить знакомые
На асфальте рисунки мелом!
Мы в детстве часто рисовали
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
И рисовала на стекле.
А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице.
И не успела я сказать: не надо!
Как он ее потом еще и съел.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
Перед любым своим занятием
Стараюсь все предусмотреть.
Решить, а будет ли понятно?
Сумеют дети все успеть?
Подробно и доступно технологию
Вначале я ребятам объясняю.
И если что-то вдруг не получается,
Конечно же, на помощь прибегаю.
Ребята с интересом стали слушать:
Занятие-игра, в нем нету скуки.
Здесь можно даже правила нарушить:
Поставить кляксу и испачкать руки.
-А сейчас о необычном рисовании расскажут наши дети.
Мы хотим вам рассказать
Как мы любим рисовать.
Для занятия готова кисть, бумага и гуашь.
Что там нового такого педагог придумал наш?
Получается не сразу. Не у всех. И не всегда.
Необычными вещами
Мы рисуем без труда.
Что найдется под рукой –
Все годится нам с тобой:
Щётка старая зубная,
Соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок,
И засушенный листок.
Вот фигура человека
Не рисуется никак.
Я возьму шаблон и выйдет
У меня смешной чудак!
А петух и осьминожка
Получаются ладошкой.
Лес осеннею порою
Напечатаем листвою.
А космический пейзаж
Сделан в технике граттаж.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем
И ладошки ототрем.
И рисунками своими
Полюбуемся потом.
Вы на доску посмотрите,
И рисунки оцените!
Если вам у нас понравится,
Приходите к нам опять!
Рассказав стихи, дети присоединятся к гостям. - А я предлагаю всем проявить свои умения и фантазию в рисовании необычными вещами. Вначале объясняю технологию, а затем оказываю помощь в процессе рисования, если это необходимо.
Сейчас я вам предлагаю вроде бы простой, но очень интересный способ нетрадиционного рисования ватными палочками, для вас приготовлены материалы, здесь вы можете применить все своё воображение и заполнить рисунок «тычками», т. е. макаете ватную палочку в краску и заполняете рисунок точками. Получаются очень красивые и яркие рисунки.
Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, предлагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.
Клякса прыгает и скачет
По листочку, словно мячик,
Вправо-влево наклонилась,
Снова в лужу превратилась.
Помоги ей стать мышонком,
Неуклюжим медвежонком
Или бабушкой-старушкой,
Или девочкой-резвушкой.
Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!
Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляют свою фантазию, дорисовывают только мелкие детали. Получаются интересные работы – драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др. А мы сегодня с вами этим способом нарисуем ветку сакуры, а цветы мы будем рисовать также не менее увлекательным приёмом, но об этом чуть позже.
Кляксография (выдувание краски через соломинку)
Нам потребуется: альбомные листы, гуашь или акварель, крупная кисть, трубочка для напитков.
1. Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска-тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Для нашей веточки мы будем использовать коричневую краску.
2. Берем трубочку, и дуем через нее на капли, они превращаются в кляксы.
А теперь самый простой способ рисование - поролоном, который мы использовали с детьми с первой младшей группы, не боимся испачкаться, обмакиваем поролон в розовую краску и делаем отпечатки, одновременно прокручивая, получается цветок на нашей ветке, серединка цветка желтая, можно дополнить ветку зелеными листочками кисточкой приемом «примакивания».
Теперь посмотрите, какая красота у нас получилась, настоящая весна пришла к нам в группу. Я предлагаю немного размяться.
Физкультминутка для детей и родителей.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок,
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся,
Чтобы вырасти быстрей,
Потянулись посильней.
Хочу познакомить вас ещё с одним необычным способом рисование картоном. Нам потребуется: альбомные листы, гуашь и самое главное - картон, который я заранее скрутили в трубочку, и закрепила скотчем, им мы будем рисовать розы (макаем в краску и делаем отпечатки). А рулоном туалетной бумаги мы делаем отпечатки листьев, предварительно, как вы видите, я придала ему форму листочка. Таким способом вы можете оформить открытки.
Итог мастер-класса.
- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно попробуете их использовать дома с детьми. - Я хочу зачитать вам высказывание Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
- Всего вам доброго. До новых встреч!
- Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение очень поможет мне в дальнейшей работе с нашими детками.
А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече. Спасибо всем за внимание!