Настасья Костенко
Необходимость развития интеллектуально-творческих способностей у одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Какого ребёнка можно считать одарённым? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одарённости высокие интеллектуальные способности, другие раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи выраженную критичность мышления. Однако их объединяет одно одарённый ребёнок не такой, как все.
Публикация «Необходимость развития интеллектуально-творческих способностей у одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Современное российское общество предъявляет высокие требования к интеллектуальному развитию своих граждан. В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку воспитанников.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью выявления, поддержки, развития одарённых детей, оказания им квалифицированной помощи в расширении, углублении и систематизации рациональных методов. Формирование творческих способностей и интеллектуальной активности с целью совершенствования у детей познавательных процессов, обучение детей логическим операциям, развития мышления и воображения для активизации познавательной деятельности и раскрытие интеллектуального потенциала воспитанников должно происходить не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
Методы обучения должны быть разнообразны и сочетать эвристические, творческие и репродуктивные. Этому может служить проблемно-ориентированное обучение, поскольку проблема является началом развития. Поэтому работа с одаренными детьми должна носить ненавязчивый, косвенный и перспективный характер.
Цель моей деятельности: максимальное раскрытие интеллектуально-творческой природы дошкольников.
В практической деятельности решаю следующие задачи:
1. Выявление детской одаренности.
2. Создание условий для обучения и воспитания детей с высоким уровнем умственного развития.
3. Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, при этом следует учитывать специфику одаренности в различные периоды детства. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. В исследовании способностей своих воспитанников я выделяю следующие признаки «одаренности» :
• устойчивая увлеченность какой – либо деятельностью;
• длительное внимание на определенном действии или предмете, умение быстро переключаться и включаться в деятельность;
• устойчивость интереса на протяжении занятия;
• потребность в импровизации, попытка что-то изменить «по-своему», «свое» внести в решение творческих задач;
• более развитое слуховое внимание и восприятие;
• исследовательская активность, широкий спектр интересов (успехи в других видах деятельности, быстрая их смена;
На занятиях придерживаюсь следующих принципов выявления одаренных детей :
• комплексный характер оценивания, физических, эмоциональных возможностей и поведения ребенка вне занятий;
• оценка разных сторон деятельности ребенка, его проявлений на других занятиях и в различных режимных моментах;
• развернутое во времени наблюдение за поведением детей в разных ситуациях;
• включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение его в различные формы деятельности;
• экспериментальность - создание различных ситуаций на занятиях и режимных моментах, требующих нестандартного решения, позволяющих экспериментировать;
• педагогическая импровизация на занятиях, позволяющая включать задачи, дающие возможность изменять ход занятий, раскрывать задатки воспитанников.
В своей работе я исследую процесс развития творческого потенциала детей способом формирования у них креативного мышления. Этот способ я определяю как основной в работе с одаренными детьми. Развитие нестандартного мышления в создании образов происходит через развивающие, подвижные игры, занятия – придумки. Это позволяет мне отойти от стереотипов восприятия ребенка, избежать ошибок. Именно этот способ помогает освободить природу ребенка и с большей вероятностью рассмотреть скрытую одаренность. Для реализации этого способа я применяю способ педагогической импровизации, ведь умение изменить ход игры позволяет гибко и ненавязчиво исследовать процесс формирования интеллектуально - творческого мышления детей. Для развития креативности я использую следующие методы:
1. игровой метод - игры- драматизации, сюжетно- самодеятельные, досуговые игры;
2. метод мозгового штурма применяю на занятиях- придумках, например, игра «Изменим сюжет», «Сочини историю», «Угадай-ка»;
3. для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей в своей практике применяю пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Развитие креативности ребенка невозможно без сформированности элементарных навыков саморегуляции, т. к. креативное мышление направлено на создание новизны. А это значит, что ребенок должен легко ориентироваться, сосредотачиваться, включаться в ту или иную деятельность. Поэтому необходимо развивать различные двигательные навыки, навыки ориентирования и взаимодействия с партнером посредством тренировочных занятий. В своей работе я использую прием вовлечения одаренных детей к творческому процессу через такую сложную форму сценического искусства, как спектакль. Иногда очень маленькая роль, доверенная несмелому ребенку, позволяет раскрыть то, что не смогли сделать тренинги, упражнения. Это и спектакль, и вовлечение детей в мероприятия - утренники, фестивали, конкурсы.
Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Каждый шаг в этом направлении принесет пользу в будущем.