Наталия Рябина
Нейропсихологический подход к здоровьесбережению дошкольников
▼ Скачать
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Создателями нейропсихологии являются Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Публикация «Нейропсихологический подход к здоровьесбережению дошкольников» размещена в разделах
Головной мозг ребенка созревает к шести годам, и постепенно прекращает формироваться в подростковом возрасте. Период активного развития головного мозга (до 6 лет) наиболее оптимален для коррекции его деятельности.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. На примере новогодней ёлки, украшенной гирляндой, состоящей из множества горящих лампочек и разных их режимов работы можно описать елочку как мозг, гирлянду с лампочками как функциональные системы ВПФ, лампочки - нейропсихологические факторы. Разные режимы работы лампочек на гирлянде - разные ВПФ. Таким образом, лампочки на гирлянде одни и те же, но яркость их горения и количество участвующих в создании одного режима работы - разные. Так и с ВПФ - нейропсихологические факторы одни, но разные их комбинации дают разные ВПФ.
Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием поможет оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Занятия проводятся по 10-15 минут;
- Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые в работе:
- Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.
- Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объем зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
- Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
- Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
- Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
- Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
Растяжка «Сова» является эффективным способом расслабить мышцы шеи и спины, а также снять напряжение, возникшее из-за долгого нахождения в статичной позе. Благодаря этому упражнению улучшается кровообращение, и нормализуется приток крови к головному мозгу. Следствием этого является активизация навыков внимания, памяти и чтения. Растяжку «Сова» можно выполнять как сидя, так и стоя.
Чтобы выполнить растяжку «Сова», следуйте следующим инструкциям:
1. Правой рукой схватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).
2. Поверните голову слегка влево, в сторону руки, которая держит мышцу. Одновременно с этим сжимайте мышцу рукой, вытягивайте шею немного вперед, выпячивайте подбородок, расширяйте глаза, сворачивайте губы трубочкой и произносите звук «ух».
3. Вернитесь в исходное положение, опустите руку, расслабьте шею и глаза, отпуская мышцу и расслабляя губы.
4. Повторяйте упражнение, чередуя шаги 2 и 3. С каждым «ух» перемещайте голову от плеча, которое держит рука, к другому плечу (в каждую сторону выполняйте 5-6 «ух»).
5. Выполняйте упражнение в течение определенного времени, в зависимости от ваших ощущений и потребностей.
6. Поменяйте руку и повторите все те же движения с другой стороны.
7. Функциональные упражнения направлены на развитие определенных когнитивных функций, таких как память, внимание и саморегуляция. Вот несколько примеров функциональных упражнений:
- Упражнение «Черепаха» помогает развивать двигательный контроль. Инструктор становится у одной стены, играющие дети – у противоположной стены. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор дает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз, а затем инструктор обсуждает с группой сложности его выполнения.
- Упражнение «Руки-ноги» направлено на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и умения удерживать ритм. В этом упражнении вы прыгаете на месте, одновременно выполняя движения руками и ногами. Когда ноги едут вместе, руки разводятся в стороны. Когда ноги разводятся в стороны, руки сближаются. Повторяйте эти действия несколько раз.
- Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра) способствует развитию концентрации внимания и двигательного контроля, а также помогает подавить импульсивность. Участники садятся в круг и каждый по очереди произносит одно слово из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». При повторении фразы слова заменяются на жесты, например, легкий хлопок ладошкой по голове или показ рукой на себя. Упражнение может усложняться путем замены слов на соответствующие жесты.
8. Коммуникативные упражнения направлены на развитие коммуникации между детьми и формирование навыков совместной деятельности. Вот несколько примеров коммуникативных упражнений:
- Упражнение «Тачка» предполагает разделение детей на пары. Один из партнеров принимает положение, как будто делает отжимания, а другой держит его за ноги и приподнимает. Затем первый начинает движение на руках, а второй идет за ним, поддерживая его ноги и следуя его скорости.
- Упражнение «Сороконожка» направлено на развитие навыков взаимодействия между сверстниками. Участники группы становятся в очередь друг за другом и держатся за талию впереди стоящего. По команде инструктора они начинают двигаться вперед, выполнять приседания, прыжки на одной ноге, проползать между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
- Упражнение с правилами «Животные» требует, чтобы дети стояли в круге. Инструктор шепчет каждому участнику название определенного животного – собака, корова, кошка и т. д. Дети закрывают глаза и «превращаются» в эти животные, издавая соответствующие звуки. Задача состоит в том, чтобы медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам других «животных», объединяясь в группы схожих звуков. Найденные друг друга дети берутся за руки и продолжают движение вместе.
9. Упражнения для релаксации проводятся в конце занятия с той целью, чтобы участники могли проанализировать приобретенный опыт. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению и возрождению воспоминаний о событиях и ощущениях. Эти упражнения являются составной частью единого процесса.
Все эти упражнения могут быть использованы как в комплексе психомоторной гимнастики, имеющей четкую структуру с ритуалом начала и окончания занятия, так и как элементы образовательной деятельности, применяемые в различные моменты времени.
Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте является одной из важных методик, которая помогает детям справиться с различными проблемами и достичь полноценного развития. В ходе нашего исследования мы обратились к значимой литературе по данной теме, важным источником для нас стала работа Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой "Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте". Она предоставила нам ценное практическое руководство и полезные рекомендации по применению данной методики.
Кроме того, мы изучили работы П. И. Деннисона и Г. И. Деннисона " Образовательная кинестетика для детей: базовое пособие по образовательной кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста", переведенную на русский язык. Эта книга предлагает нам более глубокое понимание образовательной кинестетики и оказывает непосредственное влияние на нашу работу с детьми.
Также мы обратились к работе Н. В. Клюевой и Ю. В. Касаткиной "Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов", которая помогла нам разобраться с вопросами общения детей, а также сформировать эффективные методы взаимодействия с ними в процессе коррекции.
Очень ценной стала книга Е. А. Коневой и Н. А. Рудаметовой "Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями". Она предоставила нам важные аспекты работы с особыми детьми и помогла нам лучше понять их потребности и особенности.
В качестве еще одного полезного ресурса мы использовали тренинг Э. К. Лютовой и Монины "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми". Эта книга помогла нам разработать эффективные стратегии взаимодействия, что сыграло важную роль в процессе коррекции.
И, наконец, мы обратились к работе А. В. Семеновича "Введение в нейропсихологию детского возраста". Эта книга предоставила нам необходимые познания о нейрологических особенностях развития детей, что позволило нам более глубоко понять процессы, происходящие в их мозге.
Все эти источники литературы стали неотъемлемой частью нашего исследования и помогли нам разработать и применить эффективные методики сенсомоторной коррекции при нарушениях психического развития в детском возрасте. Мы благодарны авторам этих работ за ценные знания и основанные на опыте рекомендации, которые помогли нам стать успешными практиками в данной сфере.