Дарья Коньякова
Нейропсихологические игры как основа развития психических процессов для успешного преодоления речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Еткульский детский сад «Золотой ключик»
Презентация на тему:
«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов,
для успешного преодоления речевых нарушений».
Автор: Коньякова Д. А.
Учитель-логопед первой
квалификационной категории
с. Еткуль, 2023г.
Публикация «Нейропсихологические игры как основа развития психических процессов для успешного преодоления речевых нарушений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Всем известно, что ребенок развивается в движении, а любые ритмические движения активизируют деятельность мозга. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение.
В нашем детском саду, на занятиях мы используем нейропсихологические игры (или другое название- кинезиологические)– это одна из составляющих логоритмики.
Кинезиология- эффективная здоровьесберегающая технология, которая способствующие развитию головного мозга, в том числе его участков, отвечающих за формирование ВПФ, т. е. психических процессов, таких как: памяти, внимания, мышления, зрительно – моторной пространственной координации, оптимизации межполушарного взаимодействия, творческих способностей, обучение и усвоение новой информации, помощь в выявлении скрытых способностей детей.
Нейропсихологические игры служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые целесообразно использовать при коррекции речевых нарушений и созданию базы, для развития и активизации связной речи.
Коррекция начинается с простых действий. По мере усвоения, задания постепенно усложняются, увеличивается их объем.
Практически все кинезеологические игры требуют участия обеих рук и ног, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обеих полушарий.
Очень эффективно в работе –игры на координацию равновесия, как руками, так и всего тела. Такие игры позволяют развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование ВПФ. Упражнения направленные на коррекцию нарушения баланса, и зрительной моторной координации. Способствуют повышению скорости работы всего головного мозга в целом.
Используют такую игру – «Удержись на балансире», когда ребенок, удерживая равновесие произносит какой-либо речевой материал.
Для усложнения возможно одновременно перекидывание мешочков или мяча из руки в руку, при этом ведение речевого материала, кот произносит педагог или совместно и у ребенка воспитывается произвольное внимание к речи. Совершенствуется умение вслушиваться в обращенную речь.
Упражнение на координацию речи с движением, позволяет не только эффективно воздействовать на развитие внимания, координированность, и ловкость моторики, улучшение мыслительной деятельности, но и благотворно влияют на развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, формирует правильное речевое дыхание, воспитывают умеренный темп речи.
Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными –это важно, для правильного развития мозга, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи.
-«Су-джок терапия»
-«Передай мячик» -массажные и обычные мячики (движения двумя руками или в паре, обмен мячами
-«Мозаика» (выкладывание изображения 1, двумя руками по образцу, с усложнением – определенные заданные цвета+придумать свою картинку+в это время проговорить стих, рассказать о времяпровождении на выходных и т. п)
-«Попробуй повтори» (стрелки с направлениями-закрась по образцу+проговаривание)
- «Нарисуй двумя руками» (обвели по точкам-1 рисунок пополам, 1 рисунок по двум сторонам)
«Разукрась двумя руками» (1 рисунок пополам, 1 рисунок по двум сторонам)
-«Построй дорожку двумя руками» (На фетре из рыбок и кружков+прямоугольники в разные стороны, кружочки)
-«Тактильный стол» (ладони и кулаки, ладони и кружки)
-«Чудо пальчики» (игры пальчиками)
Для усложнения упражнений, мы вводим речевой материал, когда ребенок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием: потешек, частушек, чистоговорок, стихотворений, проговаривание звуков слогов, слов (при автоматизации и дифференциации).
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно влияет на его развитие. Используют для усложнения при выполнении заданий речевой материал, мы можем расширить объем правильного произношения существительных, в названии предметов, объектов, частей по всем изучаемым лексическим темам, учить группировать предметы по признакам, обеспечить усвоение порядка количественных и числительных.
Для еще большего усложнения занятия можно проводить под музыку. Таким образом происходит:
-развитие пальчиков (пальчиковая гимнастика)
- зрительно-двигательная координация
-концентрация и переключение внимания
- под музыку со сменой темпа и ритма, формируется темпо-ритмическая сторона, для лучшего развития техники чтения и письма.
Самое главное в практике необходимо использовать нейроигры, чтобы ребенку было приятно играть, был позитивный настрой.
Работа выстраивается в подобном ключе активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребенка.
Постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.
Коррекция нарушений в развитии речи прерогатива учителя –логопеда. Задача педагога-активизация речевой деятельности ребенка. Поэтому взаимодействие учитель-логопеда и воспитателя позволит учесть речевые и индивидуальные особенности детей, их компенсаторные возможности, сформулировать объективное заключение, наметить программы коррекционной работы по речевому развитию.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
А сейчас мы попробуем сделать очень полезные упражнения, для оптимизации межполушарного взаимодействия, развития интеллектуальных и творческих способностей к обучению новой информации.
1. «Нос-ухо» через хлопок 12 раз
2. «Колечки» каждый палец сначала пр. рука, затем левая, затем 2 по 30 сек.
3. «Дом- ежик- замок»
4. «Коза-заяц»
5. «Лезгинка»
6. «Заяц-колечко-цепочка»