Татьяна Цыбулько
Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологическая диагностика - это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов (особенностей) с патологией или функциональным состоянием определенных отделов головного мозга либо с индивидуальными особенностями морфофункционального состояния мозга в целом. Основные научные концепции, являющиеся теортиико-методологической основой отечественной нейропсихологии детского возраста :
Публикация «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Диагностика
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
1. Теория динамической мозговой локализации ВПФ.
2. Теория функциональных систем.
3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, получившая свое дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева.
4. Положение о специфике последствий повреждения мозга в детском возрасте.
Нейропсихолог, вооруженный знаниями онтогенеза (морфо и функциогенеза) различных форм психической деятельности и механизмов их
функционирования в норме и патологии, может квалифицированно провести
системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических
функций (ВПФ). Задачи нейропсихологического обследования оценка степени сформированности или дефицитарности высших психических функций ребенка относительно возрастных норм выявление различных вариантов протекания психической деятельности определение возможностей компенсации высших психических функций в случае их дефицитарности установление причин нарушений высших психических функций постановка задач коррекционной помощи.
Требования к процедуре обследования.
Установление эмоционального контакта с ребенком.
1. Мотивация ребенка, создание интереса к обследованию (например, посредством ярких визуальных, тактильных стимулов, интересных ребенку игрушек, следования за ребенком, работы через родителя)
2. Создание у ребенка ощущение успеха вне зависимости от его реальных результатов
3. Создание оптимальной речевой среды (исключение лишней речи)
4. Подстройка под индивидуальный темп ребенка
5. Проведение сенсибилизированных проб (маленького ребенка можно окликнуть)
6. Оптимальный порядок предъявления проб
7. Осуществление диагностики зоны ближайшего развития ребенка.
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)
Диагностика развития познавательного уровня Форма Нормативы: сличение — от 1,5 - 2 лет; выбор по названию — в 2 года; самостоятельность называния — в 3 года. Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции: 1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают); 2) «покажи, где кубик»; 3) «назови форму». ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня Пространственный гнозис (ориентирование в пространстве) Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Нормативы: 2,5 - 3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1 - 2 заданиях, легко корректируются; 3,5 - 4 года — выполняют все задания. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Понимание речи.
Отсутствует: ребенок во всех пробах неправильно выполняет инструкции (например, в ответ на неоднократные просьбы взрослого показать или дать знакомый предмет показывает или подает ему все подряд)
Понимает речь взрослого: ребенок правильно выполняет просьбы.
В беседе с ребенком выясняется, что все дети знают свое имя и возраст,
который, как правило, показывают на пальчиках («вот столько», знают, что они ходят в детский сад, но большинство не могут назвать числа «три», т. е.
еще не сформирована связь между понятием и наименованием числа.
Ответы на все другие вопросы (где ты живешь? сейчас зима или лето?
когда твой день рождения? в какую группу детского сада ты ходишь? и т. п.)
вызывали затруднения у большинства здоровых детей этого возраста.
Назвать имя мамы многие 3-летние дети могли только тогда, когда они ее
видели. Следует отметить, что некоторые дети этого возраста не могут сразу
четко понять и принять ситуацию обследования и лишь по прошествии
времени, побегав по залу, способны подойти к экспериментатору и дать
правильный ответ без необходимости повторения вопроса.
Анализ латерализации функций и межполушарного взаимодействия
показывает их неполную сформированность в этом возрасте. Даже в тех
случаях, когда все бытовые операции (еда, чистка зубов, причесывание)
выполняются только правой рукой, ребенок, рисуя, берет карандаш то в
левую, то в правую руку,
Анализ латерализации функций показывает ее практическую сформиро-
ванность и соответствие общепризнанному распределению «правшества—
левшества» в детском возрасте. Наряду с этим межполушарное
взаимодействие, как показывает проба на реципрокную координацию, только
начинает формироваться.