Ирина Киселева
Нейрологопедический подход в преодолении речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
НЕЙРОЛОГОПЕДИЯ - ЭФФЕКТИВНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ!
«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего».
Визель Т. Г.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, которые помогают педагогам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого ребенка. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность. Именно поэтому мне интересно в своей работе с современными детьми применять методы нейрологопедии.
Публикация «Нейрологопедический подход в преодолении речевых нарушений» размещена в разделах
Нейрологопедия- это научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейрологопедический подход – учёт особенностей функциональной асимметрии мозга.
В традиционной логопедии обычно логопед устраняет только внешние проявления речевых дефектов, не углубляясь в механизм нарушения. Эти методики, безусловно - эффективны только в том случае, если нарушения речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. У детей с речевыми проблемами чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга, следовательно, нейрологопедия – это мост от медицины к педагогике. Она едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития области, охватывающей проблемы речевых расстройств. Нейрологопедия открывает новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми и взрослыми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, является мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик. Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук : нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии. Нейрологопедия и нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом. Любая психическая деятельность - это сложно организованная функциональная система. Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейрологопедическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек говорит, решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в детском саду и школе, возможно, предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Современные методы нейрологопедии уже давно используются в Европе и США, где врачи и логопеды всегда работают в одной команде. Методы нейрологопедии позволяют быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности (особенно важно при постановке отсутствующих звуков).
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Метод сенсорной интеграции в работе логопеда предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
Межполушарное взаимодействие. Отмечается, что у детей с речевыми расстройствами имеется нарушение в связи между левым и правым полушарием. Упражнения по этому методу улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий.
Используемая литература:
1. https://logopedprofiportal.ru/blog/568144
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/11/08/neyrologopediya-sovremennyy-podhod-k-sovremennym-detyam
3. https://vk.com/wall-30895474_9792