Елена Дульберг
Проект «Наследие героев правнукам победы» к 75-й годовщине Победы в ВОВ
▼ Скачать + Заказать документы
«Наследие героев правнукам победы».
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед ДОО задачу: формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ» говорится о том, что подрастающее поколение формирует будущее страны.
Публикация «Проект „Наследие героев правнукам победы“ к 75-й годовщине Победы в ВОВ» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, которому характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным возрастом для патриотического воспитания.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Эти чувства не возникает сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Актуальность
Почему в своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию? Да потому, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. А ещё потому, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
К этому призывает и наше правительство, ставя задачи воспитания патриотизма у детей перед всем образовательным сообществом.
Гипотеза. «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
Президент РФ В. В. Путин.
Цель проекта «Наследие героев правнукам Победы» .
Воспитывать нравственно-патриотические чувства, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне через активную познавательную деятельность. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-
патриотическому воспитанию.
Задачи проекта «Наследие героев правнукам Победы» :
С детьми:
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
-формировать у детей уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине на основе приобщения к культуре, традициям и родной природе;
-формировать представления о России как о родной стране, о государственной символики России, о Москве как о столице России;
-воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова;
-создавать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
С родителями:
-обеспечивать психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
С Советом ветеранов:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
Принципы и подходы к формированию Проекта.
В основу реализации проекта положены следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцып занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Участники:
- заместитель заведующей по ВМР
- старший воспитатель;
- Совет ветеранов;
- воспитатели групп;
- дети;
- родители.
Тип проекта : долгосрочный.
Автор – разработчик:
Воспитатель 1к. к. Василенко Ю. П.
МБДОУ «Детский сад №41 комбинированного вида»
Социальные партнеры проекта : Совет ветеранов г. Электроугли, труженики тыла, ветераны труда, библиотека «Пилигрим».
Проект будет реализован в три этапа:
1. подготовительный,
2. практический,
3. заключительный.
Обеспечение проектной деятельности :
Техническое: фото военных лет, фото с ветеранами, слайды о ВОВ,проектор, музыкальный центр, картон, клей, цветная бумага, пластилин, карандаши.
Учебно-методическое: наглядно-дидактический материал «Этот день
Победы». Произведения «Женщины на войне» - «Любаша», «Сестра» - автор
Л. Кассиль. Отрывок из рассказа «Победа» автор С. Алексеев. Произведения
«Блокадный Ленинград», «Мешок овсянки» автор А. Митяев. Стихотворение
«Здесь похоронен красноармеец» автор М. Исаковский. Стихи о войне Е.
Трутневой. Стихотворение «Салют Победы» автор Лидия Анатольевна
Непочатых. Книга памяти или «Летопись военных лет» - воспоминания детей
военного времени – Маслова Ивана Ивановича
Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое
пособие для педагогов».
Материально-техническое: Мультимедийное оборудование, презентации, ноутбук, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества.
Предметно-развивающая среда:
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор литературы о городе (например, стихи, карта города, символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);
Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика страны, различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.)
Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)
Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
Ожидаемые результаты: В условиях реализации проекта воспитанники изучать не только историю ВОВ, но и попутно другие вехи истории. Научатся гордиться своим городом и страной. В каждом воспитаннике будет повышен уровень нравственно-патриотического чувства и любви к Родине.
Так - же в результате тесного взаимодействия родителей и детей, будут укреплены семейные связи и ценности. Будет достигнуто наибольшее взаимопонимание между детьми и родителями, педагогами и родителями. Родители осознают важность патриотического воспитания детей.
Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».