Марина Александровна Прокудина
Конспект занятия «Наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – занятие :
Область: «Познание».
Направление: «Познавательно-речевое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Социализация».
«Коммуникация».
«Чтение художественной литературы».
«Музыка».
Цели: формировать у детей интерес к устному народному творчеству, истории малой родины и страны.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Наша Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Приобщать детей к русской культуре через народное творчество (былины). Знакомить с народными богатырями, их образом жизни (одежда, военное снаряжение, их роли в защите Родины от врагов.
• Упражнять в умении различать особенности былин и сказок.
• Формировать интерес к «малой Родине». Уточнить знания о родном поселке, его достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с выдающимися личностями поселка (героями Великой Отечественной войны, памятниками героям Великой Отечественной войны.
• Формировать представления о том, что Россия – огромная страна, с многообразной природой.
• Продолжать упражнять в различении флагов и гербов России.
• Побуждать к использованию в речи фольклора.
• Формировать умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
• Побуждать выражать в речи свои знания, впечатления, переживания.
• Приобщать к музыкальному искусству.
развивающие:
• Развивать мышление, память, воображение, наблюдательность.
• Развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему своей страны, малой Родины, развивать кругозор детей.
• Развивать умение отвечать на вопросы, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
• Развивать индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
• Развивать музыкальное восприятие, музыкальный слух.
воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине : большой и малой.
• Воспитывать гордость за свою страну.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, не повторять сказанное.
• Воспитывать выдержку, не перебивать говорящего. Помогать друг другу в случае затруднения.
Методы:
словесный, наглядный.
Приемы:
Игровые. Художественное слово. Вопросы проблемного характера: почему? требующие заключения, вывода. Вопросы, требующие внимательного отношения к слову. Наводящие вопросы. Припоминание новых слов. Указания, подсказки. Прием активизации словаря.
Предварительная работа:
Беседы: «Что такое былина». Картина В. М. Васнецова «Богатыри».
«Моя улица». «Какие бывают дома?». «Большая и малая Родина».
«Родной поселок – прошлое и настоящее». «В честь кого названа наша улица».
«Наша Родина – Россия». «Мы – россияне». «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».
Экскурсия по поселку с целью ознакомления с достопримечательностями, социальными объектами.
Дидактические упражнения: «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом?», «Родные улицы». «Путешествие», «Кто в какой стране живет». «Узнай наш флаг (герб)».
Пословицы и поговорки о Родине.
Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Никита Кожемяка» и другие.
Чтение стихотворений о Родине.
Заучивание наизусть стихотворений: «Малая Родина» Д. Кедрин, «Что мы Родиной зовем?», «На карте мира не найдешь…» В. Степанова, «Флаг России».
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Компьютерная презентация к игре-занятию «Что мы Родиной зовем».
Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 (два экземпляра).
«Звездочки».
«Медали».
Мяч.
Указка.
Подарки победителям.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
(пальчиковая гимнастика)
Дети:
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок
Я живу в родном краю
И я всех приветствую!
Воспитатель:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия
Что может быть сердцу милей?
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, какое главное слово в этом стихотворении?
Ответы детей: Родина, Россия.
На экране физическая карта России.
Воспитатель:
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей (показать на карте).
Ребенок 1:
Если долго, долго, долго
В самолете нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
Ребенок 2:
То увидим мы тогда ( слайды: лес, город, океан,
И леса, и города, река, озеро, горы, степь, тундра)
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы:
Ребенок 3:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
В. Степанов.
Слайд: «Необъятная страна».
Воспитатель:
Ребята, ну а теперь закрепим наши знания в игре: «Знаешь ли ты свою Родину?»
Предлагаю разделиться на две команды – «Почемучки» и «мудрецы»
Девиз команд:
«Почемучки» : «Мудрецы» :
Мы пытливые умы, Мы почти что «Мудрецы».
Мы с вопросами на «ты». Много мы читаем,
«Почему?» — вопрос любимый, Умницы и умники
Помогает, нам расти. Много знать желаем.
Напоминаю правила поведения.
НЕЛЬЗЯ: кричать, шуметь, мешать, подсказывать.
МОЖНО: болеть за команду, отвечать тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.
В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.
Представление жюри.
1 тур
«Знаешь ли ты свою малую Родину?»
Воспитатель:
У каждого из нас есть своя МАЛАЯ РОДИНА – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.
Для кого- то малая родина – небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой (слайды).
Словом, малая родина у каждого своя!
Послушайте стихотворение, которое для вас подготовила Алиева Эльвира
Малая родина.
Малая родина – островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя!
Дмитрий Кедрин.
Слайд «Наш поселок».
Вопросы:
1. В каком поселке мы живем?
Мы живем в поселке городского типа Жасминный.
2. Кто основал наш поселок?
Юрий Степанович Моисеев.
Одна из улиц нашего поселка носит имя Ю. С. Моисеева. Чем он знаменит. К сожалению не все жители п. Жасминный знают ответы на эти вопросы поэтому я решила рассказать о жизни этого человека вам. Юрий Степанович всю жизнь посвятил строительству. Его молодость пришлась на самое тяжелое время В. О. войну. Он принимал участие в боевых действиях. Батальон которым командовал Ю. С. Моисеев восстанавливал разрушенные мосты и часто это происходило под шквальным огнем немцев. За боевые заслуги он был награжден медалью за отвагу. Уже в мирное время в 1977г. как руководитель СДСК Моисеев вносит предложение построить рабочий поселок. В1980г. появляются первые коттеджи. В1985г Ю. С. Моисееву было присвоено звание Заслуженного строителя РСФСР.
3. Узнай и назови здания нашего поселка.
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о зданиях. Давайте поиграем в игру «Из чего построен дом».
Физкульминутка (с мячом).
Дом из кирпича – кирпичный, (из бетона, из дерева, из глины). Из камня, из стекла, изо льда, из пряников, из бумаги, из пластмассы, из металла, из песка.
Вопрос, каких домов не существует на самом деле?
Воспитатель:
Игра продолжается.
Вопросы к детям:
1. как называется город в котором мы живем?
2. Как называется река нашего города?
Ребята, есть много городов, но наш город самый лучший. Давайте и мы скажем красивые слова о нашем городе Саратове и сделаем фотогалерею. Вы будете говорить слова и вешать открытки. В нашем городе много памятников героям,значит наш город какой?-героический. В нашем городе есть музеи,театры,кинотеатры,значит наш город какой?-культурный. В нашем городе много людей занимается спортом,значит наш город какой?-спортивный. В нашем городе растет много деревьев,значит наш город какой?-зеленый. Весной, в нашем городе, высаживают цветы,значит наш город какой?-цветущий. Аночью,когда мы спим,наш город какой?-ночной. Мы любим наш город, значит наш город Саратов какой?-любимый. Посмотрите,какаяфотогаллерея у нас получилась.
Воспитатель:
Родину, ребята, сравнивают с матерью. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?
Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Чужбина – калина, Родина – малина.
Родина любимая, что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Дети исполняют песню «Родная песенка»
Воспитатель:2тур.
А теперь перенесемся из нашей малой родины в Древнюю Русь –богатыри земли Русской-они крепко любили свою Родину.
Вопросы:
1. Кто самый главный богатырь на Руси? На экране: 1). Святогор богатырь; 2).Илья Муромец; 3).МикулаСелянович; 4).Никита Кожемяка.
2. Назовите товарищей Ильи Муромца. На экране: 1).Дунай Иванович; 2).Алеша Попович; 3).Князь Роман; 4).Добрыня Никитич.
3. Какая картина была написана в честь этих богатырей? На экране иллюстрации: 1).«Воззвание Минина к Нижегородцам»; 2). «Витязь на распутье»; 3). «Богатыри»; 4). «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
4. Почему у богатырей такие имена?
5. Назовите главные убранства одежды богатырей? (кольчуга и шлем)
6. Назовите военное снаряжение богатырей (Копье, лук, стрелы, щит, палица, меч).
А теперь,юные богатыри и богатырши, готовы ли вы поразмять свои ноженьки резвые,рукисильные,телокрепкое. Богатырь Данила покажи разминку нашу,а вы детинушки за ним повторяйте. Физминутка»Богатыри». Богатырь-вот он каков:
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал.
На границе он стоял,
Зорко-зорко наблюдал.
Подрастем мы и смотри,
Станем как богатыри!
3тур Наша Родина Россия.
1. Назови какой флаг нашей страны?
Слайды: флаг Голландии, флаг Франции, флаг России,
флаг – белая, красная, синяя полосы.
Воспитатель предлагает детям игру «Собери флаг России»
2. Кто из этих людей Президент нашей страны? Как его зовут?
3. Какое дерево является символом нашей Родины России?
Слайды: дуб, береза, ель, клен.
Ребята на Руси верили что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву то пожелание сбудется раздает ленточки. Говорите что вы желаете нашей Родине. Дети Я хочу пожелать своей Родине счастья чтобыРоссия была всегда красивой.
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра.
Ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее истории. Берегите ее природу. Храните ее обычаи и традиции.
А сейчас самое приятное:Подведение итогов
НАГРАЖДЕНИЕ!
Пока жюри советуется, звучит песня «С чего начинается Родина?» В. Баснера, стихи М. Матусовского.