Патимат Муслимова
Занятие по ПДД «Наш новый друг светофор»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наш новый друг».
Цели: расширять представления детей об улице, о ее частях (тротуар, проезжая часть, одностороннее движение, двустороннее); познакомить с понятиями “переход”, “перекресток”; активизировать слова: проезжая, переход, перекресток; воспитывать у детей желание приходить на помощь другим.
Методическое обеспечение: мяч, макет дороги и светофора.
Методика проведения:
(Дети заняты своими делами. В группу закатывается футбольный мяч, на нем нарисованы глаза, нос, рот, грустное лицо. Дети обращают на него внимание.)
Публикация «Занятие по ПДД „Наш новый друг светофор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, ребята, к нам пришел мячик, он хочет с вами поздороваться и сказать, что зовут его Тема. (Дети здороваются с ним.)
Воспитатель. А какой это мяч? Мы с вами знаем, что бывают разные мячи, какие?
(ответы детей)
Воспитатель. верно, это футбольный мяч. А есть волейбольный, баскетбольный мяч. Ребята, но наш мяч почему-то очень грустный, весь грязный. Что же случилось с ним? Может, у Темы спросим?
Дети. Давайте, спросим!
Воспитатель. Ребята, Тема говорит, что он живет в большом красивом здании, там очень много окон. Бывает много народу. Все там чем-то занимаются. Кто-то плавает, кто-то бегает, а с ним играют в футбол. Там есть у него другие друзья – мячи. А какие друзья, вы знаете.
Дети. Это волейбольные, баскетбольные мячи.
Воспитатель. Правильно, ребята! Но случилось так, что когда его вынесли на улицу поиграть, то поиграли и забыли про него. Вот мяч и заблудился. И решил Тема обратиться к вам за помощью, чтобы вы помогли Теме попасть домой. Поможем мячику?
Дети. Поможем!
Воспитатель. Что же это за здание, где живет Тема?
(ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, Тема сказал, что это очень большое, красивое здание, много окон.
Предположения детей.
Выясняют, что это здание физкультурно-спортивного комплекса.
Воспитатель. Правильно, ребята, это физкультурно-спортивный комплекс. Но как мы туда доберемся?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, ребята, сейчас мы с вами посмотрим на план нашего села и определим как можно туда дойти.
(Воспитатель с детьми рассматривают план. Находят здания садика, ФСК, какой путь им надо пройти.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно определили путь. А мы можем просто взять и пойти туда?
(ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята! Прежде чем выходить на улицу, нужно хорошо знать правила дорожного движения. От садика мы должны дойти до остановки. А по какой дороге пойдем?
Дети. По тротуару.
Воспитатель. Молодцы! Вот видишь, Тема, мы должны ходить по тротуару. (Смотрят дальше на схему.)
Ребята, посмотрите, а что это за знак? (знак “перекресток”)
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, ребята, это перекресток. Здесь дороги расходятся в разные стороны. Нужно быть внимательным при переходе дороги. Как вы думаете, где нужно переходить дорогу?
Дети. По пешеходной дорожке.
Воспитатель. Вы правы, ребята! Чтобы переходить дорогу, есть специальный переход. И все люди должны именно там переходить дорогу. Ты тоже, Тема, не забывай это. А теперь посмотрим, куда нам дальше надо будет идти. (Смотрят на план.)
Ребята, а что означает широкая полоса?
Дети. Дорога, по которой ездят машины.
Воспитатель. Да, ребята, это проезжая дорога и она бывает односторонней, когда машины ездят в одном направлении и двусторонней, когда машины ездят в двух направлениях. А у нас в селе какая дорога?
Дети. Двустороннее движение.
Воспитатель. Верно, ребята! Но мы можем идти по дороге, где ездят машины?
Дети. Нет, потому что это опасно, можно попасть под машину.
Воспитатель. Правильно, проезжая часть предназначена для машин. Как же нам дойти до ФСК?
Воспитатель и дети смотрят на схему.
Воспитатель. Ребята, смотрите, слева от дороги остаются большие здания. Что это за здания, вам они знакомы? Теме тоже очень интересно об этом узнать.
(ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, вы правы, это больница, школа, церковь. В больнице работают ваши родители, да и вы сами бывали там. В школе учатся ваши братья и сестры.
(Затем по схеме определяют куда они должны дойти. А дойти должны до остановки.)
Воспитатель. Ребята, а по какой стороне дороги находится остановка?
Дети. Остановка находится по левой стороне дороги.
Воспитатель. Правильно! А ФСК по какой стороне находится?
Дети. По правой стороне дороги.
Воспитатель. Молодцы, значит, чтобы попасть в ФСК, что мы с вами должны сделать?
Дети. Надо перейти дорогу.
Воспитатель. Но как мы будем переходить?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, будем переходить по пешеходной дорожке. А как?
Дети. Сначала смотрим налево, потом направо и если машин нет, то можно переходить.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Тема говорит, что он не знал как переходить дорогу, а теперь будет знать.
Вот мы и определили, как будем провожать нашего друга домой.
А ты, Тема, согласен, чтобы наши дети проводили тебя домой?
Но почему Тема невеселый? Что же ты хочешь? (воспитатель незаметно толкает мяч в сторону умывальной комнаты. Дети догадываются, что его надо вымыть.)
А мокрым его сможем проводить?
Дети. Нет! Надо высушить.
Воспитатель. Да, ребята, мы сначала его вымоем, а когда высохнет, тогда и проводим нашего нового друга домой. Ты согласен, Тема? Ребята, он согласен.
(идут в умывальную комнату мыть мяч).
«Дорожные знаки».
Цели: — расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге; формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.
Методическое обеспечение: дорожные знаки, книга с иллюстрациями.
Методика проведения:
Показ воспитателем 3-4 дорожных знаков.
«Вы наверное видели треугольные, круглые и квадратные знаки на многих улицах и дорогах. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где нельзя, где можно остановить машину и заправить бензином. Знаки предупреждают об опасности на дорогах, указывают направление движения. Эти знаки должны знать и пешеходы».
Показ знака «Пешеходный переход».
Вопрос: «Что это за знак, что он означает?»
Показ знака «Подземный переход», «Остановка автобуса».
Вопросы: «Для чего они нужны? Что обозначают? Где вы их видели? Какие знаки
вы еще знаете?
Игровая ситуация: знаки, с которыми дети были знакомы и с которыми уже познакомились развесить на стулья и поставить в разных местах комнаты. Детям предлагается по очереди сходить в «город», к бабушке, домой, они должны произвести соответствующие действия, которые показывают знаки.
«Дорожные знаки».
Цель: — формирование представлений детей о дорожных знаках.
Задачи : — расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;
— познакомить детей с дорожными знаками:
– указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный переход»,
– запрещающие («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на велосипедах запрещено»,
– знаки сервиса («Больница»; «Пункт питания»; «Автозаправка»); — закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков; — воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Методическое обеспечение: дорожные знаки, макет светофора, шаблоны, формы, восковые мелки, дидактическая игра «Собери знак».
Методика проведения:
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором
Как зовусь я?. (Светофором).
Воспитатель:
(показывает макет светофора)
Для чего нужен светофор?
Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.
Воспитатель:
Что обозначает каждый сигнал светофора?
Красный цвет – опасный цвет,
Это значит – хода нет.
Желтый – не спешите,
И сигнала ждите.
Цвет зеленый говорит:
Вот теперь вам путь открыт!
Воспитатель:
К нам в гости пришел инспектор ГИБДД. Он хочет проверить Ваши знания о правилах дорожного движения.
Инспектор ГИБДД:
Здравствуйте наши маленькие пешеходы. Сейчас вы ходите в детский сад вместе с родителями, а на следующий год вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам и переходить дорогу самостоятельно. Как вы знаете, по улицам и по дорогам движется много машин, и если не знать правил дорожного движения, то можно попасть в беду. Вы все знаете эти правила?
(Ответы детей).
Давайте посмотрим:
– Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы).
– Где можно переходить улицу? (По переходам).
– Какие переходы Вы знаете? (Наземный, подземный).
– Какой переход самый безопасный? (Подземный).
– Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? (Посмотреть – налево, дойти до середины дороги – посмотреть на право, затем пройти остальное расстояние).
– Почему опасно перебегать улицу? (Потому что кроме пешеходов на улицах еще и машины).
Инспектор ГИБДД:
Молодцы ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения.
Воспитатель:
Правил дорожных на свете не мало,
Все бы их выучить Вам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья
На мостовой не играть, не кататься,
Если здоровым хотите остаться!
Физминутка «Светофор».
В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора! (Приседания).
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее пешеход.
Инспектор ГИБДД:
Ребята, я пришел к вам в гости не один, а со своими помощниками дорожными знаками. Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла «разговаривать» с водителями и пешеходами понятным им языком. Куда бы вы ни шли, всюду на улицах вас встречают дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Это не случайно. Сегодня Вы постараетесь научиться понимать язык улицы – язык знаков.
Воспитатель:
Дети, все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные. Есть так же знаки сервиса. Сейчас мы познакомимся с этими знаками.
Воспитатель:
Этот знак называется «Пешеходный переход». Это указательный знак, который указывает место, где нужно переходить дорогу.
Только для пешехода
Знак на месте перехода
В голубом квадрате –
Переходоуказатель.
Воспитатель:
Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает
Но машинам не мешает.
(Воспитатель показывает знак «Подземный пешеходный переход»).
Воспитатель:
Среди всех дорожных знаков самые строгие – запрещающие. Они имеют круглую форму с красной каймой или красным фоном. Вам надо запомнить следующие знаки:
«Движение пешеходов запрещено».
В дождь и ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено».
(Воспитатель показывает знак «Движение пешеходов запрещено»).
Воспитатель:
Велосипед на круге красном
Значит ехать здесь опасно!
(Воспитатель показывает детям знак «Движение на велосипедах запрещено»).
Воспитатель:
Дети, среди дорожных знаков есть знаки сервиса, которые показывают водителям, где находится больница, столовая, где можно заправиться бензином! Эти знаки прямоугольной формы с синей полосой.
(Воспитатель показывает детям знаки сервиса).
Дидактическая игра «Собери знак».
Из картона изготавливаются контуры дорожных знаков, отдельно изготавливаются элементы дорожного знака. По заданию воспитателя дети должны найти элементы знака и вложить их в соответствующий контур.
В конце игры дети отвечают на вопросы:
Как называется знак?
Какое он имеет значение?
Какие дорожные знаки встречаются по дороге в детский сад?
Покажите указательные знаки?
Покажите запрещающие знаки.
Инспектор ГИБДД:
Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием и правильно ответили на вопросы.
Воспитатель:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни на перед:
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы изучили дорожные знаки: указательные, запрещающие и знаки сервиса. А чтобы вы лучше их запомнили, я предлагаю их нарисовать.
(Воспитатель раздает детям шаблоны дорожных знаков круглой, треугольной, прямоугольной формы и восковые мелки).
В конце занятия проходит выставка детских работ, инспектор ГИБДД хвалит детей и дарит им настольную игру «Светофор».
«Занятие – тренинг по ПДД.»
Цель: формировать у ребенка способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот; развивать произвольное внимание, обучение умению самостоятельно решать проблемы; формировать у ребенка способность прогнозировать развитие событий и последствий в условиях нарушений транспортно-дорожного режим.
Методическое обеспечение: макет улицы, флажки, музыкальная кассета для аутотренинга.
Методика проведения:
Тренинг начинается с разминки:
— Упражнение «Снежный ком» — способствует запоминанию всех участников группы, первый участник называет свое имя. Следующий – повторяет его имя, затем называет свое. И так по кругу.
— Упражнение «Приветствие» — в начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной и т. д.
1. Упражнение «Флажок» — психолог дает задание: поднимите флажок все те, кто…
— знает правила дорожного движения;
— любит бегать на перегонки;
— переходит улицу, держась за руку с мамой;
— знает сигналы светофора;
— переходит улицу на красный цвет;
— умеет кататься на велосипеде;
— знает дорожные знаки.
1. Упражнение «Макет улицы» — перед детьми макет улицы на ней расположены дорожные знаки, светофор. Водящий выходит из комнаты. За это время дети производят несколько изменений, неправильно ставят дорожные знаки. Задача водящего правильно отметить происходящие изменения на макете.
3. Упражнение «Дорога» — дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку шагают по кругу. Услышав на фоне музыке хлопок психолога, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.
Психолог делает 5-6 хлопков с разными временными интервалами между ними. Цель упражнения: развить у детей внимательность.
1. Упражнение «Плохой поступок» — дети по очереди вспоминают, какие правила дорожного движения нарушали они сами или их знакомые, почему это происходит? Как сделать так чтобы не было дорожно-транспортных происшествий.
2. Ролевое проигрывание ситуаций:
• Ты вышел во двор и увидел, что два мальчика играют футбол на проезжей части…
• У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик, он подошел к девочке…
• Ты увидел, что взрослый нарушает правила дорожного движения…
• Мама купила тебе велосипед. Ты вышел на улицу и ….
• Ты сидишь в автобусе, с тобой рядом стоит старая бабушка. Как ты поступишь в этой ситуации?
1. Игра «Найди лишнее».
Цель: учить находить закономерности, находить лишнее в цепочке и объяснять почему. Аргументы поисков могут быть разными.
Материал: карточки с изображением предметов (транспорт, мебель, радиоприборы, одежда, обувь)
Ход игра: Детям предлагают карточки с изображением предметов. Дети группируют предметы, объясняя закономерности, различия.
Например: Строится цепочка – автобус, грузовик, самолет, варежки, валенки. Дети сразу называют транспорт и отмечают, что варежки и валенки лишние. Но можно поставить вопрос так: водитель ведет машину зимой в холодную погоду, может ли он обойтись без варежек? и т. д.
1. Упражнение «Мимика» — психолог предлагает детям показать выражения лица человека, который нарушил правила дорожного движения; человека который играет на проезжей части; человека который не знает правила дорожного движения; человека который не уступает место взрослым в общественном транспорте.
2. Аутотренинг «Прогулка на велосипеде».
Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться. Затем инструктор старается ввести детей в ситуацию, причем в ситуацию, где он описывает ее во всех подробностях, как если бы все это происходило на самом деле.
Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно.
При выполнении такого рода тренингов важным является умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить свое настроение.
«Сюжетно — ролевые игры».
«Найди нужный знак»
Цель: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.
Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других соответствующие им дорожные ситуации.
Ход игры
Ведущий отбирает карточки со знаками одною вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т. д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.
«Учим дорожные знаки»
Цель: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал : карточки большие и маленькие со знаками.
Ход игры
Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выигрывает тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
«Правила дорожного движения»
Цели: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Ход игры
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет — движение разрешено, желтый — внимание, красный — стой — играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.
Занятие 10. «Беседа — пора не пора – не ходи со двора».
Цель: разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.
Методическое обеспечение: Взрослый, переодетый в Буратино.
Методика проведения:
Приходит Буратино.
Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не любит? А водить нравится?
Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что вы говорите, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?
Наверное, вы говорите так: пора не пора – иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам и пошёл искать.
А вот я недавно был в школе пешеходов там, у ребят присказка другая : пора не пора – не ходи со двора! Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе!
Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу!
Если сел на велосипед. … Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.
Отчего такие строгости? Оттого, что на улице очень много машин, и все они ездят быстро.
А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины нужно медленно и очень аккуратно.
Вы запомнили присказку?
Правильно: пора не пора – не ходи со двора! А почему?
Ну, молодцы, всё запомнили! Значит, мне пора. До скорой встречи!
Занятие 10. «Безопасный перекресток».
Цели: закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; познакомить со знаком «Регулируемый перекрёсток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора; развивать мышление, зрительное внимание; воспитывать чувство ответственности.
Материальное обеспечение: напольный макет перекрестка, дорожные знаки, машины (по количеству детей, коляски, куклы, картинки с изображением жестов регулировщика, атрибуты инспектора ГИБДД, цветные карандаши, листы бумаги.
Методика проведения :
Психогимнастика. «Тропинка» дети идут по воображаемой тропинке след в след. Двигаться надо тихо и медленно.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся на самый опасный участок дороги – перекрёсток.
— расскажите, что вы знаете о перекрёстке? (Ответы детей)
— давайте вспомним, без чего не обойтись на перекрёстке? ( Ответы детей: на пререкрёстке есть светофор, называется четырёхсторонний, он регулирует движение машин и пешеходов)
— ребята, расскажите, как работает четырехсторонний светофор. (Ответы детей)
— да, ребята, четко работает четырехсторонний светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на перекрёстке порядок.
Дидактическая игра «Красный зеленый» у воспитателя 2 кружка – красный и зеленый, у детей – маленькие машины. На зеленый цвет – машина едет по столу, на красный – останавливается.
— ребята, представьте, что светофор сломался, что может произойти (Ответы детей)
— кто нам поможет в данной ситуации? (Ответы детей)
Правильно, если сломался светофор, то на помощь придёт милиционер. Как его называют? ( Ответы детей: инспектор ГИБДД или регулировщик)
— послушайте стихотворение о регулировщике Я. Ппишумова «Постовой»
Посмотрите, постовой Встал на нашей мостовой, Быстро руку протянул, Ловко палочкой взмахнул. Вы видали, вы видали? Все машины сразу встали! Дружно встали в три ряда И не едут никуда! Не волнуется народ, Через улицу идет, А стоит на мостовой, Как волшебник, постовой. Все машины одному Подчиняются ему!
— с помощью чего регулировщик регулирует движение? (Ответы детей)
— жезл инспектора ГИБДД в вечернее время светится, чтобы указания регулировщика были хорошо видны водителям и пешеходам. Каждое движение регулировщика соответствует определённому сигналу светофора. (Дети с помощью картинок разучивают значения сигналов регулировщика)
Физминутка игра «Перекресток»
Выбирается ведущий – регулировщик по считалке: Стоп, машина, стоп, мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в упор — Это строгий светофор. М. Пляцковский
Правила игры: ведущий стоит в центре перекрестка. Остальные дети делятся на две группы: пешеходы и транспорт. Регулировщик салит и тех и других за нарушение ПДД. Салить можно свистком, называя имя нарушителя. Нарушители выбывают из игры. Побеждает тот кто не нарушил правил.
Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей) молодцы, мы сегодня говорили о перекрестке и о правилах поведения на нем. А кто скажет мне, что такое перекресток?
Ребята, если на перекрестке движения машин и пешеходов регулируется с помощью светофора или инспектора ГИБДД – регулировщика, то такой перекресток называется регулируемым перекрёстком. В дорожной азбуке есть специальный знак «Регулируемый перекрёсток», который обозначает, что перекрёсток регулируется или светофором, или регулировщиком. Этот знак предупреждающий (В красном треугольнике изображен светофор). В заключение нашего занятия давайте с вами нарисуем этот знак.
«Сигналы регулировщика».
Цель: познакомить детей с сигналами регулировщика.
Материальное обеспечение: кукла Незнайка, светофор действующий (с механическим переключателем, тематические плакаты, жезл, атрибуты формы милиционера-регулировщика; кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) на каждого ребенка, автобус, сделанный из конструктора.
Методика проведения:
Воспитатель. Ребята, давайте сегодня отправимся в «Школу светофорных наук» вместе с Незнайкой, который пришел к нам в гости.
Дети занимают места в «автобусе» и поют песню о транспорте Воспитатель закрепляет понятие «пассажир», дети рассказывают о правилах поведения в автобусе. Изучают правила поведения на остановке: как надо обходить автобус.
Вот, ребята, мы и приехали в школу. Давайте подойдем к светофору.
Дети вспоминают значение сигналов светофора. Дети, а какие вы знаете стихи о светофоре?
Дети читают стихи.
Если светофор работает и стоит милиционер-регулировщик, то пешеходы подчиняются указаниям регулировщика.
Воспитатель и дети рассматривают плакаты со значением сигналов регулировщика.
Если регулировщик обращен грудью или спиной к транспорту и пешеходам - им запрещается переходить улицу. Если боком к транспорту и пешеходам - разрешается. Регулировщик поднял правую руку вверх - пешеходам и всем видам транспорта запрещено движение. (Показывает позы регулировщика и соответствующие плакаты.)
Игра «Лучший пешеход»
Первый вариант. Дети делятся на две команды. Воспитатель выполняет роль регулировщика. Дети держат в руках кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) и поднимают на сигнал регулировщика кружок соответствующего цвета. За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой их меньше.
Второй вариант. Воспитатель выполняет роль регулировщика, дети шагают на месте на сигнал «разрешен переход», хлопают в ладоши на сигнал «запрещен переход». Итоги подводит Незнайка. Он предлагает нарисовать ему улицу со светофором. Воспитатель анализирует рисунки, и дети дарят их Незнайке.
«Сюжетно-ролевые игры».
«Путешествие на транспорте»
Цель: закреплять у детей навыки правильного поведения в транспорте.
Оборудование к игре: макет перекрестка, дорожные знаки к макету, маски на голову или на грудь таблички с видами транспорта, атрибуты регулировщика, инспектора ГИБДД.
Ход игры
Дети самостоятельно распределяют роли между собой, каждый решает, каким видом транспорта он будет управлять. Другие дети выбирают, пассажирами какого транспорта они хотели бы быть. Педагог в роли ведущего зажигает то желтый, то красный свет светофора и называет остановки. Кроме пассажиров в транспорте есть кондуктор, который продает пассажирам билеты. Сюжет игры можно развернуть в различном направлении, начиная с того, кто мешает водителю, заканчивая тем, что пассажир был невнимателен и проехал свою остановку. После того как дети будут иметь навык играть в данную игру, педагог может занять позицию только наблюдателя.
«Автобусный парк»
Цель игры: закрепить знания детей об автобусе, об особенностях управления автобусом, о том, каким должен быть водитель автобуса.
Оборудование к игре : набор механика, конструктор, руль, стулья детские, светофор.
Ход игры
Дети распределяют между собой роли водителей автобуса, механиков, директора автобусного парка, пассажиров. Сюжет может разворачиваться в русле того, что произошла авария или автобус сломался, необходимо вернуть автобус в автобусный парк и отремонтировать. Водители и пассажиры рассказывают механикам, что произошло в пути (творчество детей, а механи-ки в ответ предлагают, как исправить ситуацию.