Татьяна Пестерева
Изучение темы «Наш чудесный огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Ожидаемые результаты изучения темы.
Дети должны знать:
- названия овощей и фруктов, их частей;
- что такое овощи и фрукты и где они растут (овощи – на огороде, это корнеплоды и зелень, употребляемые в пищу, а фрукты – в саду, это сочные съедобные плоды фруктовых деревьев);
- способы посадки овощей, выращивания овощей и фруктов, уборки урожая;
- признаки спелости;
- блюда из овощей и фруктов, способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, маринование, консервирование, варка, заморозка);
- пользу от овощей и фруктов (в них много витаминов).
Дети должны уметь:
Публикация «Изучение темы „Наш чудесный огород“» размещена в разделах
- различать овощи и фрукты по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь;
- активно использовать словарь по теме;
- составлять описательный рассказ.
Словарный запас по теме.
Названия: овощи, огурец, помидор (томат, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет (другие блюда из овощей, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, полив, фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухофрукты.
Признаки: красный, зеленый, желтый, оранжевый, нежно – розовый, темно – фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, почищенный, нарезанный, натертый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушеный, жаренный.
Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.
Материалы.
Свежие овощи и фрукты; муляжи, картинки с изображением огорода и сада, овощей и фруктов в месте их произрастания, овощехранилищ; образцы различных заготовок овощей и фруктов на зиму; книги по кулинарии; кухонные принадлежности; варианты блюд из одного овоща и фрукта; тематические словари, календари; коробочки из - под соков и т. д.
Цель: расширять знания детей о различных семенах овощей и зелени.
Задачи:
- развивать операции мышления (обобщение, сравнение, восприятие);
- развивать операцию классификации, внимание;
- формировать умение внимательно слушать загадки, не спешить с ответом, не перебивать товарищей;
- воспитывать терпимость к ошибкам товарищам, желание помочь.
Примерный план образовательной деятельности:
I. Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождем.
Улитка под листом.
А под землей крот
Устроил ход.
Еще для порядка
Сторож Ванятка –
Пугало сердитое,
Соломою набитое.
II. Дети вместе с педагогом проходят в мини – лабораторию, где размещены различные семена овощных культур. Выясняют, какие семена, какому растению принадлежат.
III. Проходят за столы, где расположены микроскопы, лупы, семена овощных растений. Рассматривают их все вместе, сравнивают по величине, цвету, форме, поверхности и т. д. Рассматривают семена в увеличенном виде. Делают выводы, заключения о схожести семян.
IV. Рассмотрев различные семена и изучив их, педагог предлагает отгадать загадки об овощах, за правильный ответ ребенок получает медальон с отгадкой, который потом пригодится для проведения игры малой подвижности) :
Дом зеленый тесноват –
Узкий, длинный, гладкий;
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (горох)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
Красный хвост в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь).
Не видна из грядки,
Играет с нами в прядки.
И никто бы не нашел,
Да гляди – торчит хохол!
Потяните крепко,
Вытащится … (репка)
Этот алый корнеплод
Сладкий сахар нам дает. (свекла)
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун а…. (лук)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (редис)
И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка)
Изогнутые, длинненькие,
А зовут их «синенькие». (баклажан)
V. У педагога остается один медальон «помидор», все загадки закончились, а отгадка осталась. Детям предлагается рассказать о помидоре самим, все, что они о нем знают. (ответы детей). Затем педагог спрашивает: «А знаете ли вы, ребята, какие семена у помидора?». ( вопросы поискового характера: На какие семена они похожи, Как вы думаете, какого они цвета? и т. д.). Разрезается помидор, проверяется, чьи ответы были верными. Аналогично разрезают перец, сравнивают семена.
VI. Игра малой подвижности «Мы готовим щи».
VII. Педагог читает стихотворение:
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна. Кругла. Красна.
Не смотрите, что мала.
Ребята, а вам известно, что редиска одна из самых первых поспевает в наших огородах. Из маленького семечка вырастает круглая и сочная редиска всего за три недели. (рассматривают семена редиса).
Педагог предлагает пройти в огород на территории детского сада, посмотреть поспела ли редиска, собрать урожай и посеять новую партию редиса. (работа с лопатками, граблями и лейками).
Посадив огород хором проговаривают стихотворение:
Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьем,
А потом редис посадим,
А потом водой польем.
Лейка, лейка, лей, лей,
Грядка, грядка, пей, пей!
«Чудо огород»
Удивляется народ:
Что за чудо – огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо – густо.
И все дружно говорят:
«мы растем здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».