Татьяна Шлыгина
Проект «Насекомые-малышки — наши меньшие братишки»
Мы увидим очень много,
Коль умеешь ты считать,
Их всегда легко узнать,
Если только лапок шесть,
Насчитал ты ровно,
Будь тогда уверен-
Это насекомое.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Насекомые-малышки — наши меньшие братишки“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель проекта :
Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде, развитие познавательных и творческих способности детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, муха, паук, гусеница, пчела, их строении, способах передвижения, их роли в природе и жизни человека;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
-развивать творческие способности детей, развивать речь детей, активизировать словарный запас;
- вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Вид проекта : творческий, познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный
- Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Планирование совместной образовательной деятельности:
- Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.
- Наблюдения за насекомыми на участке.
- Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.
- Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
- Выполнение аппликации.
- Инсценировка сказок о насекомых.
Сотрудничество с родителями:
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию по улице, чтобы понаблюдать за насекомыми;
- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);
- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
2 этап: основной (практический)
Сентябрь:
1. «Шестиногие малыши» - познавательное занятие. Беседа - презентация о насекомых, какие они. Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки, учить придерживаться сюжетной линии в рассказывании, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
2. «Насекомые» - рисование (печатные раскраски). Учить детей получать изображения, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисования, воспитывать аккуратность в работе с карандашами.
3. «Как привить любовь к природе» - консультация для родителей.
4. Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом
оформить альбом или газету, используя рисунки, фотографии. Содействие
сотрудничеству детей и родителей.
Октябрь:
1. «Где живут насекомые?» - познавательное занятие. Продолжать знакомить детей
с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное
отношение к маленьким соседям по планете.
2. Презентация «Бабочки». Рассказать детям как появляются бабочки, где они обитают.
3. «Бабочка» - физкультминутка. «Бабочка и кузнечики» - подвижные игры. Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
3. «Гусеницы» - лепка. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, воспитывать аккуратность в работе.
4.. "Гусеница"- аппликация из фантиков.
Ноябрь:
1. «Почему муху и комара называют вредными насекомыми?»- познавательное занятие.
2. «Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок. Учить детей внимательно
слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.
3. «На лугу» - коллективная аппликация. Развивать чувство композиции, учить
сочетать различные приемы выполнения аппликации, воспитывать аккуратность.
4.. "Поймай комара" - подвижная игра.
5. «Муха- Цокотуха» - чтение сказки К. И. Чуковского. Познакомить детей со сказкой. Учить внимательно слушать произведение.
Декабрь:
1. "Где зимуют насекомые?" - познавательное занятие. Продолжать знакомить детей
с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное
отношение к маленьким соседям по планете.
2. Рассказать детям о жуках, об их видах. Рассмотреть иллюстрации с изображением жучков и паучков.
3. «Тараканище» - чтение К. И. Чуковского.
4. «Паучок» - пальчиковые игры.
5. Рисование. Печатные раскраски.
Январь:
1. "Польза и вред насекомых"-познавательное занятие. Продолжать развивать кругозор детей. Рассказать о пользе и вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.
2. Рассказать детям, какую пользу людям и растениям приносят пчелы.
2. "Пчелка"-рисование. Совершенствовать технику рисования гуашью, развивать чувство формы и цвета. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, желание ее оберегать.
3.«Медведь и пчёлы» - подвижная игра. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых.
3."Четвертый лишний" -дидактическая игра. «Пчелки» - пальчиковая игра.
4. Просмотр мультфильма «Пчелка Майя».
Февраль:
1. "Сходство и различие насекомых" - познавательное занятие.
2. Презентация – рассказ «Божья коровка».
3. "Божья коровка" - лепка. Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.
4. «Божья коровка» - пальчиковая игра.
Март:
1. Чтение стихов о насекомых. Учить детей слушать стихи.
2. Знакомство детей со стрекозой, с особенностями ее внешнего вида и образом жизни.
3. Физкультминутка "Стрекоза", подвижная игра "Стрекоза и муравьи", игра с мячом "Назови ласково"
4. "Мелодия цветущего луга" - коллективное рисование. Обратить внимание на форму тела, строение жуков, бабочек, стрекоз. Попросить ребят назвать признаки сходства всех насекомых, определить, чем они отличаются.
5. "Стрекоза" - лепка из пластилина.
Апрель:
1. Просмотр мультфильмов "Лунтик". Знакомство детей с кузнечиком, его особенностями.
2. «Травка для кузнечика» - рисование фломастерами.
3. «Кузнечик» - чтение стихотворения И. Мордовиной.
4. «Лесные загадки».
Май:
1. Наблюдения за муравьем, муравейником.
2. Чтение сказки В. Бианки "Приключения муравьишки"
3. Инсценировка басни А. И. Крылова "Стрекоза и Муравей".
4. "Муравьи"- подвижная игра.
5. «Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья. Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.
Рисование на асфальте различных насекомых.
Физкультурное развлечение «Шестиногие малыши»
Презентация проекта «Насекомые»
Фотовыставка «Такие разные насекомые»
Ожидаемый результат:
-дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
-имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
-знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
-находят сходства и различия;
-владеют обобщающим понятием «насекомые»;
-составляют описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
«Не обижайте лесных насекомых!»
В лесу летают мотыльки. Ползут козявки и жучки… Природа-мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. ТЫих увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий и пустой.