Получи документы

Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников

Наталья Зенова
Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Высшим результатом образования является терпимость»

Хелен Келлер, американская писательница XX в. ,слепоглухая

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.

Темочки:

Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла.

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

В нашей работе с дошкольниками приемы применялись в соответствии с логикой воспитания толерантности : сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста :

- сравнение содержания двух или трех сказок;

- сравнение характеров героев двух или трех сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

- моделирование сказочного сюжета;

- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;

- проведение литературных викторин;

- оформление вернисажа «Мои любимые сказки».

Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала.

Принципы подбора сказок :

- сказки не должны слишком длинными;

- главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники);

- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;

- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

Предлагаем сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности :

- терпимости («Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

- доброты («Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»,

- смелости («Гуси- лебеди»,

- настойчивости(«Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»,,

-находчивости («Сивка-бурка,

-смекалки («Волк и семеро козлят»).

Проанализировав некоторые произведения мы хотим показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.

- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может погубить человека.

-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.

- В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди.

- Сказка «Репка» - это сказка про дружную совместную работу.

- Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности.

- Сказка учит : мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.

- Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей.. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.

- Сказка учит : хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.

- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

- Сказка учит : нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Библиографический список:

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М. : ЦГЛ., 2005

2. Ашиков, В. «Азбука мира» : программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошк. возраста /В. Ашиков, С. Ашикова //Дошкольное воспитание. – 2003. - №8-10, 12; 2004. - №1, 3, 9, 10; 2005. - №1, 8, 10; 2006. - №4.

3. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса /Т. Вострухина //Дошкольное воспитание. – 2010. - №3.

4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // «Обруч», 2003 №6

5. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М. : Линка-Пресс,2003

6. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников /М. Орлова //Дошкольное воспитание. 2003. - №11.

7. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности : [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20.

Публикации по теме:

«Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными.

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников» Консультация «Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Народная игра - это искра, зажигающая огонек.

Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса:.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по использованию.

Проект «Сказки Г. Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДЮЙМОВОЧКА» СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей. В современном мире,когда всяческим образом происходит.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников
Опубликовано: 12 мая 2019 в 16:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зенова (УИ 1090031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД