Наталья Зенова
Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Высшим результатом образования является терпимость»
Хелен Келлер, американская писательница XX в. ,слепоглухая
Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.
Публикация «Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников» размещена в разделах
Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла.
Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
В нашей работе с дошкольниками приемы применялись в соответствии с логикой воспитания толерантности : сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения.
В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста :
- сравнение содержания двух или трех сказок;
- сравнение характеров героев двух или трех сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;
- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;
- моделирование сказочного сюжета;
- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;
- проведение литературных викторин;
- оформление вернисажа «Мои любимые сказки».
Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала.
Принципы подбора сказок :
- сказки не должны слишком длинными;
- главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники);
- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;
- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.
Предлагаем сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности :
- терпимости («Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- доброты («Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»,
- смелости («Гуси- лебеди»,
- настойчивости(«Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»,,
-находчивости («Сивка-бурка,
-смекалки («Волк и семеро козлят»).
Проанализировав некоторые произведения мы хотим показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может погубить человека.
-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.
- В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди.
- Сказка «Репка» - это сказка про дружную совместную работу.
- Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.
Сказка большой помощник в воспитании толерантности.
- Сказка учит : мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам
- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.
- Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей.. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.
- Сказка учит : хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка учит : нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.
Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.
В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Библиографический список:
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М. : ЦГЛ., 2005
2. Ашиков, В. «Азбука мира» : программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошк. возраста /В. Ашиков, С. Ашикова //Дошкольное воспитание. – 2003. - №8-10, 12; 2004. - №1, 3, 9, 10; 2005. - №1, 8, 10; 2006. - №4.
3. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса /Т. Вострухина //Дошкольное воспитание. – 2010. - №3.
4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // «Обруч», 2003 №6
5. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М. : Линка-Пресс,2003
6. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников /М. Орлова //Дошкольное воспитание. 2003. - №11.
7. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности : [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20.