Галкина Светлана Владимировна
Конспект занятия «Народные промыслы Тульского края» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по приобщению дошкольников к истокам русской
народной культуры Тульской области
«Народные промыслы Тульского края»
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель Галкина Светлана Владимировна
Публикация «Конспект занятия „Народные промыслы Тульского края“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Тульская область, Тула
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Цель: создать условия для ознакомления с народными промыслами и ремеслами Тульского края
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания детей о труде мастеров народных промыслов Тульского края;
-закрепить знания детей о тульской Кремле;
-закрепить навыки росписи Тульской городской игрушки;
-продолжать учить детей плести корзинки, используя джут;
-учить детей составлять рассказ о ремеслах Тульской области;
-обогащать словарный запас детей: ароматный, мятный, медовый; барышня, кормилица, монахи;
-закреплять умения играть в русские народные игры.
Развивающие:
-развивать мелкую и крупную моторику рук, путем строительства башен кремля и продуктивной деятельности;
-развивать конструктивное, образное и логическое мышление и воображение;
-развивать речь детей;
-развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества и эстетический вкус.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества личности ребенка;
-воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину, за Тульский край;
-воспитывать трудолюбие и уважение к труду;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры Тульской области путем ознакомления с ремеслами Тульского края.
Предварительная работа: беседы по теме; создание мини-музей «Тульская городская игрушка»; онлайн-экскурсия по Тульскому Кремлю; дидактические игры: «Собери картинку», «Найди лишнее», «Расскажи об игрушке» по теме «Тульские промыслы»; просмотр презентации «Ремесла Тульского края»; чтение стихотворений о Туле В. А. Степанова «Тула-город мастеров»; роспись Тульских городских игрушек», лепка пряников, плетение корзинок.
Материал и оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор; мягкие модули, строитель; дощечки для печатанья пряников, поднос; цветной песок; фигурки Тульской городской игрушки для росписи и для образца; гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой; заготовки для плетения корзиночек.
Образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, в последнее время мы с вами очень много путешествуем, не выходя из детского сада. Как мы называем эти экскурсии?
Дети: Мы их называем онлайн – экскурсии.
Воспитатель: А где мы побывали с вами вчера?
Дети: Мы побывали в Тульском Кремле.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и вспомним, что мы увидели.
Просмотр фрагмента онлайн-экскурсии
Воспитатель: А теперь давайте поиграем и вы расскажите мне, что вы узнали о Тульском Кремле.
Интерактивная игра «Тульский Кремль»
Воспитатель: Внимание на экран.
Скажите, что вы видите на экране?
Дети: Тульский Кремль.
Воспитатель: Правильно. Это Тульский Кремль.
Сколько башен в Тульском Кремле? Выберите правильный ответ.
Дети: 9 башен
Воспитатель: Кто желает рассказать о какой-нибудь башне.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Внимание на экран
Выберите картинки с объектами, которые находятся на территории Тульского Кремля.
Дети: Выбирают на доске.
Воспитатель:- Какие вы молодцы! Тульский Кремль - это укрепительное оборонительное сооружение. Город строили вокруг кремля, чтобы была возможность укрыться от нападения. Но Тульский Кремль являлся не только защитой от врагов, но и местом, где проводились ярмарки, на которых ремесленники могли представить свой товар людям.
Действительно, тульская земля славилась своими ремеслами и своими ярмарками.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ!
Об умельцах нашей Тулы
На весь мир молва идет!
Воспитатель начинает одевать лотошников.
Вот ребята озорные,
Вот ребята удалые!
Всех на ярмарку зовут
И игрушки продают!
А ну, честной народ,
Подходи смелей, Покупай товар, не робей!
Ребята не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
Воспитатель: Посмотрите ребята, что на лотках у наших лотошников. Что это за товар?
Дети: Белевская пастила, самовар, филимоновская игрушка.
Воспитатель: А есть ли здесь Тульская городская игрушка? Где она?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: А есть ли здесь тульский пряник? Где он?
Дети: Отвечают
Воспитатель: Да, Тульский край богат промыслами. А хотели бы вы побывать в роли тульских мастеров, поработать в мастерских и узнать, как народные умельцы изготавливали свой товар для ярмарки?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю начать нашу работу с подготовки мастерских. С чего мы начнем?
Дети: Нужно построить Кремль.
Воспитатель: Подумайте, что нам необходимо, что бы мы могли построить Кремль?
Дети: Мягкие модули, конусы.
Воспитатель: Тогда приступайте к строительству. Но не забывайте, что у Кремля есть башни. Стены и ворота.
Дети строят Кремль из мягких модулей и картонных предметов.
Воспитатель: Молодцы! Справились! Давайте немного отдохнем и поиграем в народную игру. В какую игру мы будем играть?
Проводится игра по выбору детей
Воспитатель: Мы уже многие промыслы пробовали с вами делать. А чем бы вы хотели заняться сегодня?
Дети: Отвечают
Воспитатель: Давайте воспользуемся с вами центром по изодеятельности. Посмотрите, какие материалы я вам приготовила. Давайте оборудуем наши мастерские. Посмотрите и подумайте, какие изделия мы будем в вами изготавливать?
Дети: Тульский пряник, Тульскую городскую игрушку, корзину.
Воспитатель: Молодцы! А теперь нам нужно разделиться на группы. По желанию выберите себе промысел и приступайте к работе. Я думаю, что каждый из вас выберет ремесло по душе. А в помощь себе возьмите карты – схемы.
Дети берут себе все необходимые материалы и расходятся по своим мастерским. Выполняют продуктивную деятельность. Когда все закончили, воспитатель одевает лотошников.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были мастерами – ремесленниками. Расскажите, что вы делали и выставляйте свой товар на лоток.
Дети: Отвечают
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные предметы народного творчества у вас получились. А у нас скоро будет проходить Осенняя ярмарка, и мы сможем представить свой товар на ней.
Вам понравилось работать в мастерских?
Дети: Да
Воспитатель: О каких ремеслах вы сегодня узнали?
Дети: Тульская городская игрушка, тульские пряники, корзины.
Воспитатель: А теперь подумайте, чем вы хотите заняться на следующем занятии? Где побывать? Что нового узнать?