Оксана Файласова
Организация народных праздников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные праздники в детском саду»
Актуальность данной темы:
Народные праздники – незаменимый материал по развитию нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Публикация «Организация народных праздников в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Цель: Создать условия для формирования у детей представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.
Задачи:
Обучая детей народному творчеству, мною решались следующие задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.
4. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений.
Система работы по организации народных праздников :
1. Организация предметно-развивающей среды
2. Перспективное планирование и реализация (Народные игры, Занятия с элементами драматизации, Народные праздники)
3. Работа с родителями
Организовала предметно – развивающую среду, которая включает в себя театрализованный уголок. Подобрала разные виды театров: театр на карандашах, театр би-ба-бо, настольный театр, куклы – марионетки, магнитный театр, пальчиковый театр
В работе использовала разнообразные виды и формы работы с детьми :
Разработала перспективный план по ознакомлению детей с русской народной культурой.
Подобрала картотеку: русских народных сказок по возрастам, русских народных игр.
Занятия с элементами драматизации, колыбельных песен, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
Знакомство с народным прикладным искусством, сшили русские народные костюмы.
Разработала план по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой.
В соответствии с планом составила сценарии праздников, развлечений.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники : «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем», «Семейные посиделки», фольклорные развлечения «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «За околицей» и др. Активными участниками которых являются родители и дети.
В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В каждый праздник входят народные песни, потешки, танцы, пословицы, загадки
Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.
Праздники и фольклорные развлечения
Народный праздник помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Работа, проводимая с родителями.
Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.
Опираясь на вышеперечисленные критерии, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников
Расширены представления о ценности народной культуры. Увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.
Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять без духовности современного мира.
Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках.