Елена Киселевич
Народное декоративно-прикладное искусство России
▼ Скачать + Заказать документы
«Народное декоративно-прикладное искусство России».
Итоговое развлечение (занятие) для детей средней группы. В зале оформлена выставка образцов различных росписей – одежды, предметов быта, игрушек, а также выставка детских работ.
Занятие сопровождается слайдами и видео.
Под музыку дети забегают в зал и садятся на стулья по периметру зала.
Ведущая - Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русских народных промыслах. Мы с вами уже изучали различные росписи, краски, цвета, характерные для этих росписей. А сегодня я предлагаю устроить настоящий праздник народных промыслов. Вы согласны? (ответы детей). Но ни один праздник в России не проходит без музыки, песни и танца. Поэтому, и мы с вами начнём наш праздник с хоровода.
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Хоровод на усмотрение музыкального руководителя. По окончании дети садятся на свои места.
1. «Гжель».
Ведущая - Ну, а теперь, ребята, давайте вспомним, как же называются росписи, с которыми вы знакомились. Обращает внимание на выставку «гжель». Что это роспись? (ответы детей).
Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются? Какие цвета красок используют в этой росписи?
2. «Городец».
Ведущий - Ну а теперь давайте вспомним, что это за роспись (ответы детей).
Посмотрите, какие цвета красок используют городецкие мастера-художники при росписи?
А что изображают мастера в городецкой росписи?
А что расписывают мастера городецкой росписи? (Например, ответы: городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера).
3. «Хохлома».
Ведущий – Ну, а это что за роспись? (ответы детей).
Скажите, дети, какие цвета использовал художник? (черный, красный, золотой, зелёный)
А какие узоры использовал художник? (разные ягоды, листья - чаще всего тройные, декоративные цветы, травка. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
Где можно увидеть роспись «хохлома»? (посуда, предметы быта, одежда, полотенце.)
3. «Дымка»
Ведущий – Ну, а это что за красота? Что за роспись? Может кто-то знает, как она называется? Нравится ли вам эти игрушки? (ответы детей)
Какие цвета используют при росписи «дымка».
Какие элементы росписи используют? (кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога).
Ведущий – Мы вспомнили росписи «хохлома», «гжель», «городец», «дымково». И сейчас я хочу ещё раз проверить ваши знания и вашу внимательность. Мы поиграем в игру. Вам нужно будет собрать картинку в определённой росписи из отдельных элементов – пазлов.
Игра «Собери картинку в определённом стиле». Дети собирают картинки подгруппами, на столах. В конце выполнения задания дети ещё раз озвучивают стиль росписи.
Дети садятся на свои места.
Ведущий обращает внимание детей на куклы – изделия ручной работы.
Ведущий – Хочу вам сказать, что русские мастера умели не только красиво рисовать.
Они очень хорошо мастерили. Например, эта куколка сделана из соломы.
А этот петрушка сделан из ткани, а его голову слепили из глины, а затем раскрасили.
А что же это за игрушка? (ответ детей). Правильно, это – матрёшка!
Матрёшка раскрывается на 2 части, и в ней оказываются ещё несколько матрёшек поменьше ростом. Вырезали этих матрёшек из дерева, а затем раскрашивали. Ну а раскрасить матрёшку можно по – разному.
Слайды: Вот матрёшки – девочки, и матрёшки – мальчики. А вот - матрёшки из сказки «Курочка – ряба»; а это - матрёшки семейка.
Ведущий
Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки:
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво,
Губки улыбаются, щёчки розовеют.
Пёстренький платочек, платьице в цветочек.
Пухленькие крошки – русские матрёшки.
Они игрушки знатные, Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся!
А я вижу, что наши девочки тоже одели платочки и стали похожи на матрёшек.
И мальчики стараются – дружно улыбаются.
Ну –ка, дети, вставайте в ряд, будем дружно танцевать.
Танец «Мы матрёшки». (Л. Олифирова)
1. Мы – матрёшки, вот какие крошки (2 раза).
На платочках у нас яркие цветочки (2 раза). Ух (проигрыш).
2. Мы – матрёшки, вот какие крошки (2 раза).
А на ножках у нас новые сапожки (2 раза). Ух (проигрыш).
3. Мы – матрёшки, вот какие крошки (2 раза).
Поплясать, поплясать вышли мы немножко (2 раза). Ух (проигрыш).
По окончании садятся на свои места.
Ведущая - А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Поиграем мы немножко – сделаем свою матрёшку!
Игра «Собери матрёшку». Работаем подгруппами
Необходимо на столах собрать изображение матрё шек из отдельных частей: каждая матрёшка разрезана на 2 части, которые нужно подобрать. В конце выполнения задания дети рассматривают работы своих товарищей и оценивают правильность выполненной работы.
По окончании садятся на стулья.
Ведущий – Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
Видеоролик «Народные промыслы».
Далее предлагаем детям оформить выставку в группе.