Татьяна Семина
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, в период развития информационных технологий, люди все реже вспоминают о культуре своего народа, практически не посещают музеи, не уделяют должного внимания истории своего региона, не умеют отличать народные промыслы. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно представления о семье, семейном образе жизни, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения образования целесообразно ввести традиционные промыслы. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Публикация «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» размещена в разделах
Целью своей работы в этом направлении считаю: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
• Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи: обучение • познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа путем ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смысловым значением для людей; • сформировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме; обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие
• развивать познавательный интерес к искусственной тряпичной кукле; • развивать мелкую моторику рук на основе обучения работе с тканью, из которой сделаны куклы, а также использованию наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.); • развивать эстетический вкус и творческие способности детей;
воспитательные
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичных народных кукол; • воспитывать уважение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма; • воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы; • привлечь родителей учащихся к участию в работе над этой проблемой.
Большое разнообразие современных игрушек часто нарушает ход нормального психического развития ребенка, и мы, учителя и родители, часто задумываемся о том, какие игрушки находятся рядом с детьми. В то же время народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируясь только на позитивные общечеловеческие ценности. Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: будущих домохозяек воспитывают усидчивостью, аккуратностью, терпением; дети учатся любить свою работу и уважать труд других. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Очень хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!
Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.
Создание кукол - это ручной труд. Это помогает улучшить координацию движений, гибкость, точность в исполнении, развитие мышления, внимания, речи. Изготовление кукол развивает личность ребенка, воспитывает его характер. Постепенно у детей развиваются такие качества, как целеустремленность, настойчивость и способность доводить начатое до конца. Делая конкретную куклу своими руками, дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников. Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. В работе с детьми использую различные формы и методы работы: непосредственно-образовательную деятельность, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников. Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.
Результатом работы по данной теме, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.
Меняются представления детей о доброте, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повышается интерес и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях своих предков; - делая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт положительных достижений: "Я старался, я делал и у меня получилось!"; – в процессе работы над созданием куклы у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся использовать любые подручные лоскутки; гармонично сочетать их по цвету, соблюдать правила экономии материала; использовать в работе прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, выброшенных лоскутков, краев, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.
Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.