Наталья Филиппова
«Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. Народная педагогика – это результат коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа.
В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой: она возникла как общечеловеческая идея из гармонии самой природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя её частичкой. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у костра – все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.
Публикация «„Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно-бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В течение многих тысячелетий человек наблюдал за природой, постигал ее законы, учился жить с ней в гармонии и согласии, поняв раз и навсегда, что он только ее маленькая частица. Наши предки поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней.
Слитность русских людей с природой, их удивительная наблюдательность открываются в народных традициях, фольклорных жанрах: природные явления насыщают живую ткань народного творчества. Например, Солнце… Сколько о нем песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов!
К эффективным средствам экологического воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.
Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.
Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа; в ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться:
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Был бы лес, соловьи прилетят.
Срубишь лес – на следующий год не вырастет.
Растение – берегам спасение.
Сбереги самку весной – она к осени выводок приведет.
Возвращай земле долг – будет толк.
Лес весной веселит, летом холодит, зимой согревает.
Мужик березку рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.
Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора. В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами,
За жуками и мышами.
В народной педагогике сказка прочно занимает свое определенное место; в далеком прошлом она составляла основу взаимосвязи поколений.
Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. Здесь нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.
Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. В сказке происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано; природа пронизана причинно-следственными связями. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей, многому учит. Русскому герою присуще чувство долга перед народом, его сила обычно направлена на добрые дела. Русский богатырь свято чтит народные традиции : бьется за Родину, не щадя жизни; помогает обездоленным; стоит за правду до конца; бережно относится ко всему живому, приходит на помощь слабым.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села. Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.
Стоит во поле березонька,
Березонька кудрявая.
И вокруг березоньки
Девицы поют.
Красны девицы поют,
Хороводы водят.
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных.
Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой. Именно эта воздействующая на эмоциональное состояние и развитие детей особенность имеет принципиальное значение для экологического воспитания.
Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.
Наибольшее воплощение народная педагогика получила в обычаях и обрядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники, которые тесно связаны с природой. В народной педагогике существуют специальные приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности – качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. Жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой. Народная педагогика – это совокупность сложившихся семейно-общественных традиций, содержанием которых являются культ дитя, добра-молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия.
Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.
В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.