Илона Откидач
Народная кукла как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»
Сегодня мы всё чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам русской культуры, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Поэтому необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать в национальных традициях. Сегодня у каждого ребёнка есть современные игрушки, от них не уйти, но можно разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребёнка настоящими тряпичными куклами.
Прежде, чем начинать работу с детьми в этом направлении необходимо познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы, её видами (мотанка, крупеничка, соломенная кукла,представить наглядно-демонстрационный материал. Это способствует повышению интереса к изготовлению кукол.
Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстаётся с ними. С течением времени они во многом видоизменяются, многие традиции в изготовлении кукол утрачиваются, забывается их основное значение. На Руси кукла была очень важной частью народного быта. Изначально кукла была оберегом, обрядовым символом, и только позднее появилась игровая кукла. Кукла- неизменный спутник человека, она сопровождает его всю жизнь от самого рождения.
Наши предки верили, что куклы обладают некой магической силой; они способны защитить человека от злых сил, сохранить мир и достаток в доме, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай. Некоторые куклы-обереги хранились в доме и передавались по наследству, а многие делались на праздники и являлись помощниками человека.
Игровые детские куколки были для ребёнка не только подружками в его играх, но и постоянными спутницами и оберегам. Недаром ведь куколки делались безликими; кукла без лица становится недоступной для вселения в неё злых сил. Традиционно куколок делали женщины. При их изготовлении не допускалось использование колющих и режущих предметов, поэтому тряпочки и нитки для изготовления кукол не резались, а рвались. Обязательное правило: куколка делается начисто, за один раз с непременным пожеланием добра и любви тому человеку, кому она предназначена.
Детская игра с куклами была весьма уважаемым занятием. Существовала примета: если дети много и весело играют в куклы, в семье будет прибыль.
По мнению психологов, народна кукла игрушка -лучшее, что можно предложить ребёнку, потому что;
1 Натуральные материалы не только экологичны, но и дают ребёнку правдивую информацию о мире,. Ощущая разные фактуры природных материалов (дерево, глины, ткани,дети познают мир целостно и гармонично.
2 Игрушка «слушается» ребёнка, а не живёт «своей жизнью»,как хитроумный робот или запрограммированная кукла, что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение. Особенно полезны куклы без лица- они оставляют ребёнку максимальный простор фантазии: кукле можно «присвоить» любые эмоции, в зависимоти от настроения ребёнка!
В способе изготовления куклы славянами была заложена схема мироустройства. Перетягиванием в поясе и шее кукла делится на три части-три мира: небесный, земной и мир предков. А крестовидный образ символизирует четыре стороны света. В результате мы получаем сильнейшее магическое число мироздания- семь. Это очень мощная символика, что давало возможность кукле быть сильнейшим оберегом как отдельного человека, так и семьи в целом. Обереговых куколок хранили в специально отведённом для них месте: ставили в красный угол, прятали в сундук.
Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки, закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.) Можно по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).
Куклы, наделённые продуцирующей магией, Десятиручка, помогает своему обладателю справляться с большими объёмами любой работы.
Зерновушка -в её матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках,чтобы урожай будущий был ещё богаче.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объёмистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали её душистыми травами. Помнёшь- потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу,и разольётся по избе лесной- полевой аромат.
Кувадка- одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от младенца. Поже кукол стали укладывать в колыбельки. Кормилица-образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколки приделывали объёмную тряпичную грудь -чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения младенца. После рождения всегда висела над изголовьем. Когда малыш подрастал, с этой куколкой можно было поиграть.
Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройством сна, её укладывали в кроватку ребёнка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница -бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с его куколкой» .Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травами.
Кукла -самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник игр, но одновременно и самое доступное детям произведения искусства. Эта детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослой жизни. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становятся другом и партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои, порой тайные мечты и желания.
Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла, и каков её характер. Преимуществами такой куклы были её быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. Изготовление тряпичной куклы давало уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.
Традиционная тряпичная кукла на сегодняшний день переживает подлинное возрождение, рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья.
В играх с куклами дети учатся общаться, творит, проявлять милосердие. Но главное в этих играх- эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам -они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Через куклу дети знакомятся с бытом, традициями, фольклором, играми русского народа. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Самодельная игрушка побуждает дошкольника к действиям -у ребёнка возникает желание шить и вязать для неё, обустраивать её «место жительства»….Причём хочется делать это самому, а не покупать! А изготовление чего-либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!»