Татьяна Ванюкова
«Народная игрушка — деревянная игрушка». Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 185 «Гнёздышко» города Саратов
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Познание «Формирование целостной картины мира»
«Народная игрушка — деревянная игрушка»
знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой
(познавательное мероприятие для детей
средней группы)
Воспитатель
Ванюкова Татьяна Васильевна
2015 год
Публикация «„Народная игрушка — деревянная игрушка“, Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.
Воспитательные задачи: Учить проявлять доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости; закрепить правила изготовления плоскостной игрушки – матрёшки; расширять знания детей о народной культуре.
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей; интерес детей к народному творчеству.
Обучающие задачи: Обучать детей видам народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов – майдановская). Формировать навыки и умения наблюдать за происходящим вокруг. Закрепить представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева. Воспитывать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «ФМП»; Художественно-эстетическое развитие «Рисование», «Музыка»; Социально-коммуникативное развитие «Безопасность», «Социализация»; Речевое развитие.
Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с пяти и семиместными матрешками. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».
Словарная работа: Остановить внимание детей на слова; токарь, мастер, художник, заготовка.
Методические приё мы: Художественное слово, сюрпризные моменты, взаимодействие со сказочными персонажами, игры.
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, кисточки. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Листы белой бумаги одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски, тонкие кисточки, банки с водой, палитры, салфетки бумажные и матерчатые, обложка для коллективного альбома «Деревянная игрушка», шаблоны матрешки
Ход мероприятия (слайд № 1)
Дети входят в зал и рассаживаются.
Входит бабушка Арина
бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? (слайд № 2)
( В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)
бабушка Арина: Ребята, а я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. (Показывает красивый сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть? Но прежде отгадайте загадку.
Загадка.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые (матрёшки). (слайд № 3)
(Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.)
бабушка Арина: Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! (слайд № 4)Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.
Физкультминутка. Веселые матрешки (слайд № 5)
Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.
(Дети присели на свои места)
бабушка Арина: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. (слад № 6) Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. (слайд № 7)В этом же городе есть старинный музей игрушки.
Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», гусар» из трехгранной чурки).
(слайд № 8)
бабушка Арина: Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. (слайд № 9) А брали для этого березу, липу и осину. (слайд № 10) Затем другие мастера – «красили» - покрывали игрушки разноцветными красками. (слайд № 11) Так появились на свет гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы. (слайд № 12, 13)
Игра «Матрёшечка - матрёшка» (слайд № 14)
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
бабушка Арина: Ребята, что вы видите на моём столе? (Матрёшек.)
-Скажите, какие они по росту? (Разные.)
-Чем ещё отличаются матрёшки друг от друга?
(Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид).
-Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).
Игра «Расставь матрешек по порядку» (слайд № 15)
-Из чего сделал её мастер?
-Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил?
-Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).
-Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите.
-А кто знает стихи про матрёшек?
Игра «Найди двух одинаковых матрешек» (слайд № 16)
(Чтение стихов).
1. Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко-
Наша русская матрёшка.
2. Вот красавицы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять
Их не трудно сосчитать.
3. Деревянная матрёшка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрёшка,
То матрёшек целых пять!
(Можно включить танец матрёшек)
бабушка Арина: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» (слайд № 17). Дети собирают пять матрешек из двух частей. (Макет матрешки делится пополам, хорошо, если они будет примерно в одной цветовой гамме)
Молодцы! Все правильно справились с заданием.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
бабушка Арина: Мы с вами очутились в художественной мастерской. (слайд) Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте распишем фартук матрешки (раздает силуэты) .
Физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Дети расписывают фартуки матрёшки) .
По окончанию творческой деятельности дети вместе с бабушкой Ариной и создают альбом «Матрешки» и выставляют на выставку для просмотра. Бабушкой Арина делает вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй. И бабушка Арина прощается с детьми.
Загадка.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые (матрёшки).
Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.
(Дети присели на свои места)
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочик
Сарафан в цветочик.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Матрешка
Матрешка - чудное создание.
Весёлое и компанейское.
В неё вместились, будто в здание -
Ещё три – каждая поменьше.
Разложишь и поставишь рядышком -
Настолько разных, озорных.
Малышка, дочка, мама, бабушка -
Так хочется назвать всех их.
В кружок поставишь - тут же за руки,
И хоровод начнут водить.
Напляшутся, друг в друга спрячутся.
Им в жизни не о чем грустить.
Глаза красивые, блестящие
Полны добра и чистоты.
Несут тепло, и настоящие
В Матрёшке русские черты.
Николай Салов
ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ” Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)