Лариса Жданкина
Народная игра как средство формирования двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, а подвижная игра позволяет ещё и эффективно разрешать оздоровительные и образовательные задачи, поэтому роль подвижных игр в системе физического развития детей дошкольного возраста огромна.
Один из видов подвижных игр –народные подвижные игры. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Темочки
В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Игра - это сознательная, активная, двигательная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. В отличие от гимнастики, в которой много искуственного и навязываемого детям, игры опираются на живую детскую инициативу
В народных подвижных играх, все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ (например в таких играх как «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного и развивающего материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации, ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. («Палочка – выручалочка» «Пятнашки» и др.)
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма
Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Народные подвижные игры можно классифицировать следующим образом:
по характеру использования фольклорного подкрепления:
• народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества);
• народные игры без речевого сопровождения;
по способу распределения на роль:
• игры с выбором водящего при помощи считалок;
• игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок;
с преимущественным проявлением двигательных качеств :
• игры на развитие ловкости и точности движений;
• игры на развитие быстроты реакции;
• игры на развитие меткости глазомера;
• игры на развитие ритмичности и пластики движений;
• игры на ориентировку в пространстве;
с преимущественным проявлением психических качеств:
• игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;
• игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;
• игры на развитие творческого воображения;
• игры на развитие наглядно-образного мышления;
• игры на развитие связанной речи;
В процессе использования русских народных игр решаются следующие задачи:
• создание здоровьесберегающей и развивающей среды;
• накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;
• укрепление физического, психического и духовного здоровья;
• повышение творческого двигательного потенциала детей;
• формирование личностной культуры здоровья.